.
Система планово-предупредительного обслуживания и ремонта строительных машин, автомобилей и тракторов охватывает комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на содержание машин в работоспособном состоянии. Эти мероприятия проводятся периодически, в плановом порядке, и включают: систематический надзор за состоянием машин, технический уход за машинами, плановые ремонты — текущие, средние и капитальные.
Технический уход является главным профилактическим мероприятием, способствующим предотвращению преждевременного износа, поломок деталей и узлов машины.
Технический уход за машиной включает следующие основные операции: внешний уход; крепежные работы; контрольно-регулировочные работы и устранение мелких неисправностей, заправку и смазку машин; мероприятия по хранению машин в нерабочие периоды.
Технический уход осуществляется обслуживающим машину персоналом в перерывах между сменами или в установленное для этого время специально организованными бригадами.
Под ремонтом понимают работы по восстановлению работоспособности или замене отдельных частей машины, имеющих предельный износ или дефекты, возникшие при эксплуатации.
Основными операциями ремонта являются: сборочно-разборочные работы, замена деталей, слесарные и сварочные работы.
Текущим ремонтом называется такой минимальный. вид ремонта машины, при котором путем регулирования отдельных ее узлов и замены или ремонта небольшого количества изношенных деталей обеспечивают нормальную работу машины до очередного планового ремонта.
По объему и сложности выполняемых ремонтных операций текущие ремонты подразделяются на первый текущий ремонт Т-1 (комплекс работ, входящих в состав технических уходов, а также устранение отдельных замеченных при ремонте дефектов); второй текущий ремонт Т-2 (работы, выполняемые при Т-1, а также частичная разборка и осмотр отдельных узлов, подверженных наиболее интенсивному износу, с заменой отдельных деталей — тормозных лент, фрикционных колодок, прокладок и т. п.); третий текущий ремонт Т-3 (работы, выполняемые при Т-2, а также устранение обнаруженных при ремонте дефектов, требующих полной разборки отдельных узлов и агрегатов с заменой износившихся частей и деталей).
Т-1 и Т-2 производятся эксплуатационным персоналом с привлечением при необходимости ремонтных рабочих (слесарей, сварщиков)1. Т-3 производится ремонтными рабочими с привлечением персонала, обслуживающего машину.
Средним ремонтом (С) называется вид ремонта, при котором производится неполная разборка машины с заменой или восстановлением изношенных деталей и узлов, при этом обычно восстанавливается работоспособность не менее половины узлов и частей машины.
При среднем ремонте, как правило, один или несколько основных агрегатов подвергаются капитальному ремонту или заменяются новыми В связи с этим средние ремонты включают значительный объем сборочно-разборочных работ, Капитальным ремонтом (К) называется вид ремонта, при котором машину восстанавливают до состояния, близкого к исходному состоянию новой машины; при этом восстанавливается работоспособность всех быстроизнашивающихся деталей и частей, а также устраняются дефекты базисных деталей, рамы и рабочих органов машины. При капитальном ремонте разбирают всю машину.