Башенный кран - механизм для вертикального транспорта

При выборе механизма для вертикального транспорта материалов и деталей учитываются высота возводимого здания, его ширина, размер и вес отдельных сборных элементов, способ доставки кирпича, раствора и т. п.

При постройке одноэтажных зданий для подъема материалов могут применяться легкие краны типа «Пионер-2», ВНИОМС, ДИП, устанавливаемые на перекрытиях здания или на металлических башнях.

Для зданий высотой до 8 м подача кирпича в рамках, шлака и раствора в ящиках может быть организована с помощью передвижных ленточных транспортеров.

схема башенного крана

Зная характеристику подъемных механизмов и имея сведения о потоке грузов, определяют количество кранов для обслуживания всего комплекса строительных работ. Расчет потребности кранов ведут следующим образом:

  1. устанавливают груз, который кран поднимает за один прием, например 2 пакета по 200 шт. кирпича, 1 ящик или бункер с раствором емкостью 0,5 м3, 1 шт. железобетонных изделий;
  2. подсчитывают количество подъемов, необходимых для подачи всего потока грузов:кирпича 20 тыс. шт. : 0,4=50 подъемов;
    раствора 12 м3: 0,5 = 24 подъема;
    железобетонных изделий 40 шт. : 1 = 40 подъемов и т. д.;
  3. определяют время, потребное для выполнения одного подъема того или другого груза на заданную высоту здания, учитывая при этом весь цикл работы крапа: строповку груза, подъем, поворот крана, опускание груза и установку его на место, отцепку груза, прицепку порожней тары, подъем тары, поворот или продвижение крана, спуск тары и отцепку;
  4. зная продолжительность цикла при подъеме каждого вида материалов, определяют общее время работы крана для подъема всего потока грузов.

Потребность кранов можно определить также, используя данные табл. 1, в которой приведены ориентировочные показатели производительности башенных кранов в циклах за 1 смену.

технические характеристики крана

Средняя ориентировочная производительность башенных кранов в циклах (подъемах) в смену

Наименование работ Производительность кранов
для многоэтажного строительства для малоэтажного
строительства
при высоте подъема в м
10
20
30
Подъем кирпича в пакетах
110
100
90
120
раствора в бункерах 
120
110
100
130
Монтаж сборных элементов
-
-
-
60-70
в том числе
 
 
 
 
плит и прогонов перекрытий
80
70
60
-
крупнопанельных плит весом до 3 т
36
34
32
-
колонн
24
22
20
-

 

Для нашего примера при условии подъема на высоту 20 м (6 этажей) время работы башенного крана (СБК-1м) в машино-сменах будет составлять на подаче:
кирпича................................................ 50 подъемов   : 100 = 0,5
раствора................................................ 24 подъема     :110.= 0,22
железобетонных изделии ... ................ 40 подъемов   : 34 = 1,17
Всего.............................................................................................. 1,89
Таким образом, для подачи только кирпича, раствора и железобетонных изделий потребуется работа крана в течение около 2 смен в сутки.

Установка башенного крана

Башенные краны типа СБК-1 монтируются на основе общих требований, принятых для монтажа конструкций, а именно: максимального укрупнения частей и ускоренных способов монтажа.

Для этой цели кран составляется из 6 транспортно-монтажных единиц:

  • 1) портала;
  • 2) четвертой и третьей секций башни;
  • 3) второй и первой секций башни;
  • 4) головки крана;
  • 5) противовеса;
  • 6) стрелы с расчалом.

Перед монтажом секции башни и головка крана стыкуются на месте подъема.
Монтаж производится в 5 основных стадий:

  1. Установка портала и тележки крапа.
  2. Подъем низа собранной на земле башни (лист 159, рис. 1) при помощи 3-тонного автокрана.
  3. Подъем и установка башни и вертикальное положение при помощи лебедки и крана (лист 1, рис. 2) и закрепление башни на портале.
  4. Загрузка ящика в 4-й секции балластом и подъем на головку крана противовеса при помощи грузовой лебедки крана и монтажного троса, перекинутого через вспомогательный блок поворотной части головки.
  5. Подъем стрелы посредством грузовой лебедки крана и монтажного троса.

рисунок башенного крана

Рис.1. Монтаж башенного крана:
1 — подъем башни на портал автокраном; 2 — подъем а вертикальное положение при помощи лебедки и крана; 3 — подъем башни монтажными полиспастами.

Монтаж крана типа СБК-2 отличается от крана типа СБК-1 раздельным подъемом башни и противовесом консоли и применением специальных монтажных полиспастов (лист 1, рис. 3).
Для сборки башни, уложенной между рельсами, попользуется портал башни с установленной на нем вспомогательной мачтой.

В начале подъема башни (положение А) первичный и вторичный полиспасты, включенные последовательно, работают совместно; запирающий канат ослаблен.

При угле наклона около 30° (положение Б) работает один вторичный полиспаст, а первичный полиспаст и запирающий канат натянуты. При дальнейшем подъеме башни (положение В) работают вторичный полиспаст и запирающий канат, а первичный полиспаст выключен.

Смонтированный кран сдается в эксплуатацию специальным разрешением Госгортехнадзора.
Для разворота башенных кранов СБК-1 на углах здания применяется специальное устройство путей с закруглением диаметром по внутреннему рельсу, равным 3,5 м .

Это устройство представляет собой балку, уложенную на нижние продольные балки портала поперек пути и соединенную с ними болтами. В середине балки помещено дополнительное дпухребордное колесо, к которому присоединены два направляющих ролика.

Поворотное колесо, такое же, как и остальные колеса крана, располагается на одной оси и на одинаковом уровне с одной из пар колес крана.

На закруглении подкранового пути между основными рельсами укладывается дополнительный криволинейный рельс, выгнутый по специальному шаблону. При подходе крана к закруглению поворотное колесо крана наезжает на дополнительный рельс, имеющий на подходном участке длиной 2,2 м подъем, равный 30 мм.

монтаж башенного крана

По мере движения крана поворотное колесо, поднимаясь по наклону, начинает приподнимать находящиеся на одной оси с ним два основных колеса. При подъеме на 30 мм реборды этих двух колес оказываются выше головок рельсов, и кран начинает опираться вместо четырех колес на три. После прохода кривой и спуска к концевому рельсу кран вновь становится четырьмя колесами на основные рельсы.


Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Условиями