Пути мостовых и подвесных кранов

Путь мостовых кранов укладывается на подкрановые балки, которые опираются концами на консоли колонн.

Железобетонные подкрановые балки (рис. 1, а) имеют тавровое сечение — иногда с небольшим уширением ребра в нижней части, необходимым для размещения арматуры. Балки изготовляют из бетона марок 300-—500.

В верхней полке имеются отверстия для крепления кранового пути, а в ребре — для крепления токоподводящих троллеи. Железобетонные подкрановые балки без предварительного напряжения имеют пролет обычно не более 6 м и более массивное поперечное сечение (рис. 1, б).

Применение предварительного напряжения в железобетонных подкрановых балках особенно необходимо, так как динамический характер крановых нагрузок приводит к значительному раскрытию трещин в растянутых зонах бетона.

схема железобетонных балок

Рис. 1. Железобетонные подкрановые балки:

а — схема; б — сечение балки без предварительного напряжения; в — то же, предварительно напряженной; 1— колонны.

Стальные подкрановые балки имеют двутавровое сечение, образованное «вертикалом» из стального листа и двумя полками—-«горизонталами» — из широкополосной стали. Вертикал усиливается двусторонними ребрами жесткости (рис. 2). Балки изготовляются сварные — с широким использованием автоматической сварки.

фото стальной подкрановой балки

Рис. 2. Стальная подкрановая балка:

1 — ребра жесткости

Для восприятия горизонтальных поперечных тормозных усилий от мостовых кранов стальные подкрановые балки снабжают тормозным устройством в виде стальной горизонтальной фермы или балки из стального листа (рис.3), которое крепится концами к колоннам и передает на них тормозные усилия.

В железобетонных подкрановых балках тормозные усилия воспринимаются непосредственно верхней полкой балки.
Тормозные устройства используются для прохода по крановым путям в целях их осмотра и ремонта; если тормозное устройство имеет вид фермы, то поверх нее укладывается настил из досок.

В зданиях с тяжелым режимом работы должен быть обеспечен безопасный проход по всей длине крановых путей. С этой целью проход вдоль тормозного устройства ограждается перилами, а рядом, с колонной или сквозь нее предусматривается необходимая ширина прохода.

схема тормозного устройства

Рис.3. Тормозное устройство подкрановой балки. 1 - колонна, 2 подкрановая балка, 3 - тормозная балка

схема посадочной лестницы

Рис. 4. Посадочная лестница. 1 - габарит мостового крана

Для доступа в кабину крана и на крановые пути, а также для текущего ремонта кранов делают специальные посадочные лестницы (рис.4) и ремонтные площадки, которые размещают между подкрановыми балками, в плоскости тормозных устройств.

Крановый путь представляет собой рельс, укрепленный на подкрановой балке с таким расчетом, чтобы была обеспечена безопасная работа балки, надежность кранового пути и возможность рихтовки рельсов (регулировки их положения в горизонтальной плоскости) в процессе эксплуатации здания.

пути мостовых и подвесных кранов

Правильное состояние крановых путей имеет большое значение не только для обеспечения бесперебойной работы кранов, но и для повышения долговечности конструкций здания в целом, так как толчки, перекосы и другие ненормальности в работе крана приводят к перегрузке конструкций и могут вызвать в них различные дефекты и расстройства.

Рельсы для крановых путей используются железнодорожные,

На стальные балки (рис. 5, а, б) рельсы устанавливают непосредственно (без каких-либо прокладок) и укрепляют крюками или болтами и лапками, которые допускают рихтовку рельса как в ту, так и в другую сторону.

При железобетонных балках (рис. 5, в) для обеспечения безопасной передачи давления от рельса на бетон под рельс укладывается прокладка из прорезиненной ткани толщиной 8—10 мм; крепление осуществляется болтами и лапками.

схема крепления рельсов

Рис. 5. Крепление рельсов к подкрановым балкам: а-б - к стальным, в - к железобетонной, 1 - крюк d=22 мм, 2 - распорка, 3- лапка, 4 - болты d=22 мм

По концам зоны действия мостового крана на его путях устанавливают упоры (рис. 6), которые предупреждают возможность выхода крана за пределы отведенной зоны.

Суммарный расход металла в подкрановых балках, рельсах и креплениях рельсов при железобетонных подкрановых балках вследствие большей металлоемкости креплений мало отличается от расхода металла при стальных балках.

Пути подвесных кранов в простейшем случае делают из специальных прокатных двутавровых балок*, укрепляемых снизу к несущим конструкциям покрытия (к фермам — только в узлах), при этом кран своими парными катками опирается на нижнюю полку балки. Таким образом путь подвесного крана является одновременно и подкрановой балкой, и крановым рельсом.

*( ГОСТ 5157—53*. Сталь прокатная. Профили разных назначений. Сортамент. Балки двутавровые для подвесных путей.)

схема упора крана

Рис. 6. Упор мостового крана:

а - с деревянным буфером; б - с пружинным буфером

Поэтому стальной профиль пути должен не только удовлетворять требованиям прочности и жесткости, но и условиям размещения катков крана. При шаге несущих конструкций покрытия (пролете подвесного пути) 12 м для путей подвесных кранов применяются составные профили, обладающие большей несущей способностью и жесткостью.

схема путей подвесных кранов

Рис. 7. Биметаллические пути подвесных кранов: чатого гнутого профиля

а - с нижним поясом из специального таврового профиля, б - с нижним поясом из гнутой полосы, в - с верхним поясом из коробчатого гнутого профиля

На рис. 7 приведены примеры сварных биметаллических профилей с нижним поясом из прокатного двутавра или из прочной и износостойкой стали и развитым верхним поясом из обычной стали.

 


Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Условиями

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ


Шов бетонирования — это стык между затвердевшим и свежеуложенным бетоном, образованный из-за перерыва в процессе бетонирования. Рабочие швы при...


Содержание Дымовые трубы из кирпича Дымовые трубы из железобетона Недостатки Типы труб Футеровка Применение Расчет   Дымовые трубы...


2950х2950 2950х2650 2950х2500 2950х2350 2950х2200 2650х2500 2650х1950 2500х2350 2350х1950 Толщина листа стекла 6,5 мм. Отклонения от размеров стекла...


Содержание Дымовые трубы из кирпича Дымовые трубы из железобетона Недостатки Типы труб Футеровка Применение Расчет   Дымовые трубы...


Железобетонные работы - комплекс строительных работ по возведению железобетонных сооружений и конструкций, состоит в основном из опалубочных,...


Для выполнения процесса ручной дуговой электросварки необходимы: сварочный стол; стеллаж или сборочное приспособление, на которых располагается...


Железобетон представляет комплексный материал, состоящий из бетонной массы и распределенного внутри нее в соответствии с законами строительной...


Различают две конструктивные схемы ограждающих элементов покрытий — беспрогонную и прогонную. При беспрогонной схеме, получившей широкое...


Шов бетонирования — это стык между затвердевшим и свежеуложенным бетоном, образованный из-за перерыва в процессе бетонирования. Рабочие швы при...