Пути мостовых и подвесных кранов

Путь мостовых кранов укладывается на подкрановые балки, которые опираются концами на консоли колонн.

Железобетонные подкрановые балки (рис. 1, а) имеют тавровое сечение — иногда с небольшим уширением ребра в нижней части, необходимым для размещения арматуры. Балки изготовляют из бетона марок 300-—500.

В верхней полке имеются отверстия для крепления кранового пути, а в ребре — для крепления токоподводящих троллеи. Железобетонные подкрановые балки без предварительного напряжения имеют пролет обычно не более 6 м и более массивное поперечное сечение (рис. 1, б).

Применение предварительного напряжения в железобетонных подкрановых балках особенно необходимо, так как динамический характер крановых нагрузок приводит к значительному раскрытию трещин в растянутых зонах бетона.

схема железобетонных балок

Рис. 1. Железобетонные подкрановые балки:

а — схема; б — сечение балки без предварительного напряжения; в — то же, предварительно напряженной; 1— колонны.

Стальные подкрановые балки имеют двутавровое сечение, образованное «вертикалом» из стального листа и двумя полками—-«горизонталами» — из широкополосной стали. Вертикал усиливается двусторонними ребрами жесткости (рис. 2). Балки изготовляются сварные — с широким использованием автоматической сварки.

фото стальной подкрановой балки

Рис. 2. Стальная подкрановая балка:

1 — ребра жесткости

Для восприятия горизонтальных поперечных тормозных усилий от мостовых кранов стальные подкрановые балки снабжают тормозным устройством в виде стальной горизонтальной фермы или балки из стального листа (рис.3), которое крепится концами к колоннам и передает на них тормозные усилия.

В железобетонных подкрановых балках тормозные усилия воспринимаются непосредственно верхней полкой балки.
Тормозные устройства используются для прохода по крановым путям в целях их осмотра и ремонта; если тормозное устройство имеет вид фермы, то поверх нее укладывается настил из досок.

В зданиях с тяжелым режимом работы должен быть обеспечен безопасный проход по всей длине крановых путей. С этой целью проход вдоль тормозного устройства ограждается перилами, а рядом, с колонной или сквозь нее предусматривается необходимая ширина прохода.

схема тормозного устройства

Рис.3. Тормозное устройство подкрановой балки. 1 - колонна, 2 подкрановая балка, 3 - тормозная балка

 

схема посадочной лестницы

Рис. 4. Посадочная лестница. 1 - габарит мостового крана

 

Для доступа в кабину крана и на крановые пути, а также для текущего ремонта кранов делают специальные посадочные лестницы (рис.4) и ремонтные площадки, которые размещают между подкрановыми балками, в плоскости тормозных устройств.

Крановый путь представляет собой рельс, укрепленный на подкрановой балке с таким расчетом, чтобы была обеспечена безопасная работа балки, надежность кранового пути и возможность рихтовки рельсов (регулировки их положения в горизонтальной плоскости) в процессе эксплуатации здания.

электрический мостовой кран

Правильное состояние крановых путей имеет большое значение не только для обеспечения бесперебойной работы кранов, но и для повышения долговечности конструкций здания в целом, так как толчки, перекосы и другие ненормальности в работе крана приводят к перегрузке конструкций и могут вызвать в них различные дефекты и расстройства.

Рельсы для крановых путей используются железнодорожные,

На стальные балки (рис. 5, а, б) рельсы устанавливают непосредственно (без каких-либо прокладок) и укрепляют крюками или болтами и лапками, которые допускают рихтовку рельса как в ту, так и в другую сторону.

При железобетонных балках (рис. 5, в) для обеспечения безопасной передачи давления от рельса на бетон под рельс укладывается прокладка из прорезиненной ткани толщиной 8—10 мм; крепление осуществляется болтами и лапками.

схема крепления рельсов

Рис. 5. Крепление рельсов к подкрановым балкам: а-б - к стальным, в - к железобетонной, 1 - крюк d=22 мм, 2 - распорка, 3- лапка, 4 - болты d=22 мм

По концам зоны действия мостового крана на его путях устанавливают упоры (рис. 6), которые предупреждают возможность выхода крана за пределы отведенной зоны.

Суммарный расход металла в подкрановых балках, рельсах и креплениях рельсов при железобетонных подкрановых балках вследствие большей металлоемкости креплений мало отличается от расхода металла при стальных балках.

Пути подвесных кранов в простейшем случае делают из специальных прокатных двутавровых балок*, укрепляемых снизу к несущим конструкциям покрытия (к фермам — только в узлах), при этом кран своими парными катками опирается на нижнюю полку балки. Таким образом путь подвесного крана является одновременно и подкрановой балкой, и крановым рельсом.

*( ГОСТ 5157—53*. Сталь прокатная. Профили разных назначений. Сортамент. Балки двутавровые для подвесных путей.)

схема упора крана

Рис. 6. Упор мостового крана:

а - с деревянным буфером; б - с пружинным буфером

Поэтому стальной профиль пути должен не только удовлетворять требованиям прочности и жесткости, но и условиям размещения катков крана. При шаге несущих конструкций покрытия (пролете подвесного пути) 12 м для путей подвесных кранов применяются составные профили, обладающие большей несущей способностью и жесткостью.

схема путей подвесных кранов

Рис. 7. Биметаллические пути подвесных кранов: чатого гнутого профиля

а - с нижним поясом из специального таврового профиля, б - с нижним поясом из гнутой полосы, в - с верхним поясом из коробчатого гнутого профиля

На рис. 7 приведены примеры сварных биметаллических профилей с нижним поясом из прокатного двутавра или из прочной и износостойкой стали и развитым верхним поясом из обычной стали.

кран мостовой подвесной


Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Условиями

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ