.
Краны козловые по существу являются мостовыми кранами, снабженными с двух концов высокими подставками в виде ног (рис.3) Концы главных балок могут выдаваться за линию опор, образуя консоли с одной или с двух сторон.
Козловые краны при пролете свыше 20 м и консолях более 10 м часто называют портальными кранами. Козловые краны предназначены для работы на открытом воздухе, где большое, занимаемое опорами место не имеет особого значения. Они получили широкое применение для обслуживания складов и погрузочных фронтов, и тогда их называют мостовыми перегружателями, или перегрузочными мостами.
При больших пролетах собственный вес крана по сравнению с весом поднимаемого груза получается очень большим. Механизмы подъема груза и передвижения тележки установлены на тележке. Механизм передвижения крана установлен на поперечной главной балке, откуда вертикальными валами по обеим ногам передает вращение к ходовым каткам. Управление краном сосредоточено в кабине крановожатого.
Для очень больших грузов в случае отсутствия электроэнергии изредка применяются паровые козловые краны. На рис. 4 изображен паровой козловый кран подъемной силой 80 т. Вследствие большой нагрузки на катки кран передвигается по четырем параллельным рельсам на 16 катках, по 4 в каждой концевой опорной тележке.
Привод движения крана производится одновременно на 2 из 4 тележек, расположенных по обеим сторонам крана. Перемещение крана с одного участка на другой можно производить с помощью трансбордера, расположенного на конце склада.
В некоторых случаях эти краны снабжают поворотными тележками, благодаря чему в конце склада достаточно иметь только поперечный путь с расстоянием между центрами рельсов соответственно расстоянию между осями вращения тележек. Перед поворотом колес освобождают закрепляющие механизмы и каждую сторону крана поднимают отдельно домкратами на высоту реборд ходового колеса, после чего производят поворот тележек на 90.
Некоторые звенья рельсов при этом вынимают. При работе кран следует проверять на устойчивость при давлении ветра до 30—50 кг/м2, а в нерабочем состоянии на устойчивость при давлении ветра до 150—200 кг/м2. Необходимо ставить специальные ветровые тормоза, назначение которых предохранить кран от самопроизвольного движения от действйя ветровой нагрузки, и механические управляемые захваты (в виде клещей) за рельсы, которыми кран закрепляется на месте намертво при каждой остановке работы крана.
Перегрузочные мосты пролетами 40—150 м применяются для обслуживания складов для массовых грузов (уголь, кокс, руда и т. д.). Наличие больших пролетов вызывает необходимость принимать меры к нейтрализации изменений длины моста, вызываемых температурными колебаниями.
В случае жестких ног у фермы удлинение моста сначала вызовет смещение ходовых колес на головке рельса до момента соприкосновения с ней реборды, а затем в качестве задерживающего усилия начнет действовать сопротивление опор на изгиб.
При больших ролетах во избежание возникновения напряжений на продольный изгиб делают одну опору качающейся. Одну из ног (вертикальную ферму) соединяют с фермой моста шарниром, ось которого параллельна оси пути; при удлинении моста подвижная опора наклоняется относительно головки рельса.
В практике вместо шарнира присоединение ноги к ферме также осуществляют при помощи тонких, легко изгибающихся листов. Привод механизма передвижения осуществляется на обе ноги либо при помощи жесткого продольного вала, идущего вдоль всей фермы, а при больших пролетах (свыше 50 м) ставят на каждую ногу отдельные моторы. В последнее время соединительного вала через весь мост не делают, а вместо этого устанавливают специальные моторы и такую электрическую схему управления, при которой число об/мин. обоих моторов взаимно регулируется очень точно вне зависимости от величины нагрузки каждого мотора.