.
Для централизованного оперативного руководства строительным производством в строительных организациях (главках, трестах, СМУ, СУ) создают диспетчерские службы.
В задачи диспетчерских служб входят:
контроль и регулирование выполнения оперативных планов и графиков производства;
обеспечение производства материально-техническими ресурсами;
согласование работы всех субподрядных организаций и подсобных производств.
Свои задачи диспетчерская служба выполняет путем быстрого сбора необходимой информации и обработки ее, принятия решений и оперативного доведения их до исполнителей.
Диспетчерские службы оснащены современными техническими средствами связи (радио, телевидение, телетайны, телефоны). Для обработки информации используют счетно-вычислительные машины и быстро-печатающие устройства.
В обязанности диспетчерского персонала в строительстве входят:
Структуру, права и обязанности диспетчерской службы устанавливает руководитель строительной организации (треста, главка) в зависимости от объемов, характера и способов осуществления строительства
Численность сменных диспетчеров устанавливается в зависимости от смен работы.
Главный диспетчер строительства и комплекса является заместителем соответственно главного инженера строительства или главного инженера строительного комплекса.
Диспетчеры в пределах осуществляемых ими функций имеют распорядительные права.
Руководитель строительства во время диспетчерского рапорта достаточно хорошо узнает положение на стройке и принимает оперативные меры по устранению отставаний и недостатков в работе.
Автоматизированная система управления строительством — это система управления, основанная на применении технических средств обработки информации и экономико-математических методов — для решения основных задач производственно-хозяйственной деятельности организации.
Строительная организация стройуправление, трест, комбинат — рассматривается как система, состоящая из большого числа взаимосвязанных элементов. Действия всех элементов этой системы — структурных подразделений строительной организации направлены на достижение поставленной задачи — выполнение плана.
Сложность системы определяется разобщенностью и разнотипностью возводимых зданий и сооружений, большим числом участвующих в работе структурных подразделений, подчиненных различным специализированным, проектным и снабженческим организациям. Отношения этих подразделений взаимосвязаны. Например, изменение плана в одном нз Таких подразделений может повлечь за собой срыв плана в другом и т. д.
Большой объем информации, необходимой для эффективного управления, множество задач, которые постоянно приходится решать как в процессе планирования, так и непосредственно в период строительства, обусловливают необходимость применения электронных вычислительных машин.
Однако применение ЭВМ не снижает роли человека в деятельности строительной организации, так как при наличии АСУС за ним сохраняется определяющая роль в принятии решений. Применение АСУС позволяет принимать решение с учетом многих факторов, отражающихся на ходе производства. К ним, например, относятся изменения погоды, перебои в снабжении, корректировки планов и проектов, различные неполадки, т. е. вероятностный характер системы.
Кроме того, учитывается, что строительная организация непрерывно развивается под влиянием научно-технического прогресса, изменения условий и требований к ней.
Таким образом, основной эффект, который дают автоматизированные системы управления, состоит в возможности принимать своевременные и оптимальные решения. В строительстве это обеспечивается путем внедрения в повседневную практику задач календарного планирования и использования сетевых моделей возведения объектов.
Диспетчерская служба строительной организации является частью АСУС и после ввода в действие последней полностью переключается на сбор и передачу информации, обрабатываемой АСУС.