Возрождение

Термин Возрождение, появившийся в 15 в. и позднее утвеpдившейся в буржуазной историографии (Ш. Мишле, Я. Буркхардт, Ф. Монье, Г. Фойгт), условен и неточен. Он не вскрывает социально экономических корней подъёма культуры той эпохи и oграничивает содержание новой культуры лишь возрождением античного наследия. Тем не менее, термин в качестве условного принят.

Несмотря на крайнее разнообразие течений и направлений, противоречивость идейных позиций деятелей, в культуре Возрождение можно выделить основное направление, определившее её характерные черты и доминирующие идеи. Культура Возрождения — преимущественно городская культура, формировавшаяся в условиях высокого уровня развития товарного производства средневековых городов, приводившего к зарождению в недрах феодальной формации капиталистического уклада.

На характере этой культуры отразились прежде всего интересы нарождавшейся буржуазии, игравшей в период своего становления прогрессивную роль. Основным идейным содержанием культуры стал гуманизм.

Если мировоззрение предшествующего периода было по преимуществу теологическим, то идеология В. становится светской, гуманистической. Новое мировоззрение выступило против церковной феодально-католической идеологии освящавшей устои феодального общества и сковывавшей развитие европейской культуры. Носителями новой идеологии были гуманисты — учёные, философы. публицисты, писатели, поэты и др. представители интеллигенции той эпохи, отражавшие прежде всего интересы зарождавшейся буржуазии, а также торговых ремесленных слоёв города.

Аскетизм, внушаемое церковью представление о мире как «о доли плача и печали» оказались чуждыми и неприемлемыми для поднимающегося класса буржуазии. Появилось стремление уничтожить тягостный контроль церкви а деятельностью человека и его образом мыслей. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывавшие свободное развитие человеческой мысли авторитеты традиции и догмы, на которые опирались богословие и средние века. схоластич. философия.

По выражению Ф. Энгельса, «духовная диктатура церкви был сломлена» («Диалектика природы», 1955).

Один крупнейших гуманистов Эразм Роттердамский остросатирической форме подверг осмеянию всю и систему феодальных воззрений, тупость и невежество богословов, монахов, римских пап.

Гуманисты-поэты стали воспевать неисчерпаемое богатство духовных сил человека, красоту природы. Представители итальянского гуманизма Колуччо Салютати и Леонардо Бруни утверждали, что цель человеческой жизни заключается в достижении счастья, осуществимого только путём сочетания занятий науки с гражданской деятельностью. Итальянский гуманист Лоренцио Валла решительно выступает против аскетизма, считая необходимым установление гармонии между душой и телом. наслаждение жизнью во всех ее проявлениях.

Истинное благородство человека идеологии Возрождении усматривали не в аристократическом происхождении, а в личных заслугах и учёности. Высокое достоинство человека они видели в способности бесконечному совершенствованию.