Из всех указанных зданий театры представляются наиболее выработавшимися и вылившимися в наиболее полную и развитую форму. Они обнимают собой вестибюли, раздевальни, фойе, курительные комнаты, буфеты, зрительный зал, иногда с ярусами лож и балконов, сцену, комнаты для артистов и целый ряд вспомогательных помещений.
Все остальные вдания зрелищного характера не имеют такого обилия обслуживаемых помещений. Только кино и цирк имеют небольшие помещения, отсутствующие в театре: кинобудку и помещение для дрессированных животных.
Правильное решение общей задачи вентиляции театра требует разрешения трех частных задач:
В вестибюлях при каждом раскрывании дверей и сообщении с атмосферой воздух бурно врывается в помещение и нарушает вентиляцию не только этих последних, но и последовательно сообщающихся с ними помещений, до вала и сцены включительно.
Бороться с этим явлением можно созданием так например тамбурной вентиляции и меры борьбы осуществляются:
Вентиляция зрительного зала и сцены: кардинальным вопросом вентиляции театрального вала является вопрос о расположении приточных и вытяжных отверстий. По этому вопросу наблюдается резкое разногласие между сторонниками нижнего и верхнего притоков. Сторонники первого взгляда находили, что приточные отверстия должны быть так расположены, чтобы свежие приточные струи имели ниспадающее направление. При этом предполагается, что в этом случае имело бы место непосредственное омывание тела зрителя ниспадающим прохладным воздушным током. Вытяжные отверстия при этом рекомендуется устраивать под стульями зрителей.
Согласно второму взгляду освежающая струя приточного воздуха должна вводиться снизу под стул зрителя и, подогреваясь человеческим телом, подниматься кверху к вытяжному отверстию в перекрытии. Если предположить, что театральный зал состоит только из одного партера и что никакой искусственной вентиляции его не имеется, то зритель, сидящий в партере, путем конвекции создаст восходящий воздушный ток, равней 40 м3/ч с подогреванием подтекающего воздуха на 3°,1.
При естественной вентиляции количество воздуха, подтекающего к человеку, несравненно менее 40 м3/ч; тогда недостающее количество подсасывается телом ив окружающей воздушной среды, создавая своего рода местную рециркуляцию (в отличие от общей рециркуляции зо всему помещению в целом). По существу в такой естественной вентиляцией заключаются все существенные элементы вентиляции искусственной, основанной на рециркуляции с примесью некоторой дозы свежего воздуха.
Основные требования, которым должна удовлетворять искусственная вентиляция, заключаются в следующем:
Термины нижнего и верхнего притоков воздуха совершенно не характеризуют места расположения приточных отверстий. Не характеризуют они и того направления, которое получает приточный воздух, омывающий тело зрителя: сверху вниз или снизу вверх. Нетрудно видеть, что вообще создать вентиляцию зала с движением токов, омывающих тело зрителя сверху вниз, представляет задачу настолько сложную, что на практике она никогда и нигде не применялась.
Вентиляция этих помещений не представляет таких трудностей, как зрительных зал. Фойе получает приточную и вытяжную вентиляцию, объем которой равняется тем же 40 м3/ч на 1 чел. с температурой 18—20°. Направлять его следует в нижнюю зону при равновесии и вытяжке из верхней воны. Курительная комната обычно оборудуется одной вытяжной вентиляцией. Это несомненно ошибочно, так как хотя при этом достигается локализация дыма в одной этой комнате, но зато в ней создается крайне неприятная обстановка.
Поскольку в курительной комнате находятся люди, и местная рециркуляция, происходящая в случае недостатка приточного воздуха для образования конвективных токов, нежелательна, постольку необходимо давать приток на 1 курительная тоже 40 м3/ч. В целях создания в комнате вакуума извлечение воздуха полезно производить в объеме на 1 чел. ок. 80—100 м3/ч.
Вентиляция туалетов следует производить таким же образом, как и курительных комнат, так как каждый туалет независимо от прямого своего назначения является и курительной комнатой. Буфеты вентилируются, как фойе, получая притоки из коридоров. Если при буфетах имеются кухни, то на их вентиляцию следует обратить самое серьезное внимание, т. к. кухонный валах может заразить не только буфетное помещение, но и другие помещения театра вплоть до зрительного зала.
Конвективные токи кухни должны быть тщательно учтены, и извлечение воздуха должно быть принято не ниже общей суммы их. Притоки воздуха следует производить в какие-либо промежуточные помещения между кухней и буфетом. Во всяком случае обмены кухонь должно быть гораздо более 3—5-кратных, применяемых для кухонь в индивидуальных квартирах, и колебаться между 15 — 25-кратными.