Вентиляция театров, кино, концертных зал и других зрелищных помещений

Из всех указанных зданий театры представляются наиболее выработавшимися и вылившимися в наиболее полную и развитую форму. Они обнимают собой вестибюли, раздевальни, фойе, курительные комнаты, буфеты, зрительный зал, иногда с ярусами лож и балконов, сцену, комнаты для артистов и целый ряд вспомогательных помещений.

Все остальные вдания зрелищного характера не имеют такого обилия обслуживаемых помещений. Только кино и цирк имеют небольшие помещения, отсутствующие в театре: кинобудку и помещение для дрессированных животных.

Правильное решение общей задачи вентиляции театра требует разрешения трех частных задач:

  1. вестибюлей,
  2. зрительного зала вместе со сценой,
  3. промежуточных помещений (фойе, курительные, буфеты и др.).

В вестибюлях при каждом раскрывании дверей и сообщении с атмосферой воздух бурно врывается в помещение и нарушает вентиляцию не только этих последних, но и последовательно сообщающихся с ними помещений, до вала и сцены включительно.

Бороться с этим явлением можно созданием так например тамбурной вентиляции и меры борьбы осуществляются:

  • а) устройством тамбуров ординарных, а иногда двойных;
  • б) устройством вращающихся тамбуров (воздушные шлюзы);
  • в) разобщением площадок лестничных клеток;
  • г) устройством различных перегородок, разобщающих этажи здания и помещения, с резко отличающимися друг от друга высотами;
  • д) созданием воздухонепроницаемости в верхних зонах зала и сцены.

Вентиляция зрительного зала и сцены: кардинальным вопросом вентиляции театрального вала является вопрос о расположении приточных и вытяжных отверстий. По этому вопросу наблюдается резкое разногласие между сторонниками нижнего и верхнего притоков. Сторонники первого взгляда находили, что приточные отверстия должны быть так расположены, чтобы свежие приточные струи имели ниспадающее направление. При этом предполагается, что в этом случае имело бы место непосредственное омывание тела зрителя ниспадающим прохладным воздушным током. Вытяжные отверстия при этом рекомендуется устраивать под стульями зрителей.

вентиляция в актовом зале

Согласно второму взгляду освежающая струя приточного воздуха должна вводиться снизу под стул зрителя и, подогреваясь человеческим телом, подниматься кверху к вытяжному отверстию в перекрытии. Если предположить, что театральный зал состоит только из одного партера и что никакой искусственной вентиляции его не имеется, то зритель, сидящий в партере, путем конвекции создаст восходящий воздушный ток, равней 40 м3/ч с подогреванием подтекающего воздуха на 3°,1.

При естественной вентиляции количество воздуха, подтекающего к человеку, несравненно менее 40 м3/ч; тогда недостающее количество подсасывается телом ив окружающей воздушной среды, создавая своего рода местную рециркуляцию (в отличие от общей рециркуляции зо всему помещению в целом). По существу в такой естественной вентиляцией заключаются все существенные элементы вентиляции искусственной, основанной на рециркуляции с примесью некоторой дозы свежего воздуха.

Основные требования, которым должна удовлетворять искусственная вентиляция, заключаются в следующем:

  • а) Каждый зритель должен быть обеспечен подведением к нему одинакового количества приточного воздуха, достаточного для образования около него конвективного тока, т. е. по 40 м3/ч в целях устранения местного,
  • б) Приточный воздух должен подводиться ко всем зрителям с одной и той же температурой в целях создания по всему залу по возможности одинаковых условий,
  • в) Подводку приточного воздуха надо производить таким образом, чтобы избежать неприятных токов, создающих дополнительный охлаждающий момент, если конечно он не учитывался при определении температуры приточного воздуха. Особенно следует опасаться охлаждения ног.
  • г) Принимая во внимание подогревание подтекающего воздуха телом зрителя на 3°,1, температуру приточного воздуха следует принимать с таким расчетом, чтобы после подогревания его телом зрителей она не вышла из пределов нормальной температуры.
  • д) Приток воздуха следует организовать таким образом, чтобы исключить заражение его вредными выделениями до самого момента образования конвективного тока около тела человека,
  • е) Удаление конвективных токов, воспринявших животную теплоту человека, должно совершаться таким образом, чтобы они, омывая тело одного человека и не входя в соприкосновение с телом другого, сразу уносились в верхнюю зону, а оттуда в атмосферу.
  • ж) Ниспадающий конвективный ток сцены должна быть уничтожен надлежащей расстановкой нагревателей для нее или отводом охлажденного воздуха ранее устремления его к полу сцены, так как независимо от зрителей этот ток крайне тягостен для артистов, играющих на сцене.

Термины нижнего и верхнего притоков воздуха совершенно не характеризуют места расположения приточных отверстий. Не характеризуют они и того направления, которое получает приточный воздух, омывающий тело зрителя: сверху вниз или снизу вверх. Нетрудно видеть, что вообще создать вентиляцию зала с движением токов, омывающих тело зрителя сверху вниз, представляет задачу настолько сложную, что на практике она никогда и нигде не применялась.

вентиляция торгового зала

Вентиляция фойе, буфетов, курительных комнат и туалетах

Вентиляция этих помещений не представляет таких трудностей, как зрительных зал. Фойе получает приточную и вытяжную вентиляцию, объем которой равняется тем же 40 м3/ч на 1 чел. с температурой 18—20°. Направлять его следует в нижнюю зону при равновесии и вытяжке из верхней воны. Курительная комната обычно оборудуется одной вытяжной вентиляцией. Это несомненно ошибочно, так как хотя при этом достигается локализация дыма в одной этой комнате, но зато в ней создается крайне неприятная обстановка.

Поскольку в курительной комнате находятся люди, и местная рециркуляция, происходящая в случае недостатка приточного воздуха для образования конвективных токов, нежелательна, постольку необходимо давать приток на 1 курительная тоже 40 м3/ч. В целях создания в комнате вакуума извлечение воздуха полезно производить в объеме на 1 чел. ок. 80—100 м3/ч.

Вентиляция туалетов следует производить таким же образом, как и курительных комнат, так как каждый туалет независимо от прямого своего назначения является и курительной комнатой. Буфеты вентилируются, как фойе, получая притоки из коридоров. Если при буфетах имеются кухни, то на их вентиляцию следует обратить самое серьезное внимание, т. к. кухонный валах может заразить не только буфетное помещение, но и другие помещения театра вплоть до зрительного зала.

Конвективные токи кухни должны быть тщательно учтены, и извлечение воздуха должно быть принято не ниже общей суммы их. Притоки воздуха следует производить в какие-либо промежуточные помещения между кухней и буфетом. Во всяком случае обмены кухонь должно быть гораздо более 3—5-кратных, применяемых для кухонь в индивидуальных квартирах, и колебаться между 15 — 25-кратными.


Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Условиями

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ