.
В промышленных зданиях ворота устраиваются для пропуска транспортных средств, а также в качестве монтажных проемов для перемещения оборудования.
Размеры проемов для ворот должны быть модульными — по ширине кратными 50 и по высоте — 60 см. Рекомендуемые размеры проемов ворот (ширина высота): 2,5 x 2,4; 3 x 3; 3,5 x 3,6; 4 x 4,2 м ; размеры железнодорожных ворот 4,7 x 5,6 м доводят до модульных за счет конструкций обрамления и рамы, с которой крепятся ворота.
Высота ворот в свету для пропуска безрельсового транспорта должна превышать высоту транспортного средства не менее чем на 0,2 м и быть не меньше 2,4 м, ширина ворот должна соответственно превышать наибольшую ширину его не менее чем на 0,6 м и быть не меньше 2 м.
В специальных производственных помещениях (ангары, эллинги, цехи судостроительных заводов и др.) устраивают ворота значительно больших размеров.
Ворота а — железнодорожные с металлической обвязкой полотна; б — деревянные откатные; 1 — внутренняя грань стены; 2 — остекленные переплеты или глухие филенки; 3 — стекло
Для того, чтобы не охлаждать помещение при частом открывании ворот в отапливаемых помещениях, возводимых в районах с расчетной температурой воздуха — 20° С и ниже, необходимо устраивать тамбуры, шлюзы или воздушные завесы; устройство их обязательно при любых расчетных температурах для помещений, где не допускается снижение температуры воздуха по технологическим или санитарно-гигиеническим условиям.
Наряду с тепловыми воздушными рекомендуются завесы без подогрева, работающие за счет рециркуляции воздуха помещения.
У ворот с интенсивным движением транспорта рекомендуется применять автоматическое открывание их, сблокированное с воздушными завесами.
При устройстве тамбура его размеры принимаются такими, чтобы при закрытых воротах в нем поместилась тележка или другой вид транспорта и осталось свободное пространство шириной 0,5 м для прохода человека, открывающего и закрывающего ворота.
Ворота выполняются деревянными, деревянными со стальным каркасом и стальными. По способу навески и открывания различают следующие виды ворот:
Для лучшей защиты от атмосферных осадков ворота располагаются у внутренней стороны стены и открываются в сторону помещения, для прохода людей в воротах устраивают калитки.
Ворота больших размеров (ангаров, эллингов и других специальных помещений) и обычные снабжаются специальными механизмами для открывания и закрывания, которые, как правило, следует блокировать с воздушными завесами для предупреждения охлаждения помещений.
Деревянные ворота, устанавливаемые в отапливаемых помещениях, делаются с утолщенной конструкцией обвязок и средников, а также с отепленными филенками. Металлические ворота устраиваются в неотапливаемых и в помещениях с избыточным тепловыделением, полотна их выполняются штампованными из листовой стали толщиной 1,5—2 мм.
Ворота цеховые для промышленных зданий делают двухстворными распашными, открывающимися внутрь здания или наружу, а также откатными.
Типовые проекты утепленных и неутепленных распашных двухстворных ворот разработаны Промстройпроектом.
Согласно этим проектам ворота размерами 2 000Х2 400 мм выполняют с деревянными полотнами без стального каркаса и навешивают на подгибных петлях; ворота размерами 3 000Х ХЗ 000 и 3 600X3 000 мм выполняют с деревянными полотнами и стальными треугольными каркасами, являющимися одновременно навесами (рис. 38, а): ворота размерами 4 000Х X3 000 и 4 000X4 000 мм выполняют со стальными каркасами и деревянными щитами (рис 38,6).
В воротах для проемов размерами 3 000Х Х3 000, 3 600X3 000, 4 000X3 000 и 4 000Х Х4 000 мм предусмотрены калитки.
Створки ворот навешивают на стальные рамы, устанавливаемые в проемах.
Рис. 1 Деталь подвески откатных ворот
Анкеры для крепления рам к кирпичным стенам закладывают при возведении последних. Рамы крепят к анкерам при помощи сварки. В перемычках над воротами для крепления рам предусматривают закладные элементы.
В стенах из крупных блоков откосы проемов облицовывают кирпичом или заполняют железобетонным обрамлением, в которое закладываются анкера. Для предохранения откосов от повреждений проходящим транспортом в углах откосов устанавливают защитные уголки.
Откатные ворота (Промстройпроект) применяются для проемов 2 500X2 500, 3 000X3 000, 3 500X3 500 и 4 000 X 4 000 мм.
Полотна ворот промышленных зданий поверху укрепляют на двух роликовых подвесках, передвигающихся по металлической направляющей, низ полотна скользит вдоль горизонтального упора (рис. 1). Между створками ворот прокладывают валик из резины или прорезиненной ткани.
Стальную раму проема устанавливают при кладке стены.
В воротах промышленных зданий наружных стен для зашиты верхней направляющей от осадков устраивают козырек из кровельной стали.
Ворота железнодорожные для ввода паровозов в промышленные здания делают шириной 4 700 мм и высотой 5 550 мм (рис. 2). Для навески ворот в проеме стены устанавливают железобетонную раму.
Рис. 2 Крепление железнодорожных ворот.
а — схема металлического каркаса; б—деталь установки верхних навесов; в — то же, нижних навесов; 1 — рама проема; 2 — каркас полотна; 3 — полотно ворот; 4 — цокольная обшивка