Запорно регулирующая арматура: виды

Котельная арматура, запорная и регулирующая аппаратура для пара, воды и нефтетоплива, применяемая на котлах и трубопроводах паросиловой установки.

Виды запорной и регулирующей арматуры

По характеру ее действия котельная арматура можно разделить на следующие основные виды;

  • а) запорная арматура, служащая для полного прекращения потока рабочей среды. Сюда относятся: проходные и угловые запорные вентили, паровые и водяные задвижки и пробковые краны;
  • б) предохранительная арматура, служащая для автоматич. выпуска или прекращения впуска среды при повышении давления последней сверх допускаемого предельного давления (предохранительные и аварийные, а также само- и быстрозапорные клапаны) или для автоматического прекращения сообщения между двумя резервуарами разного давления во избежание опоражнивания одного из них (обратные клапаны);
  • в) регулирующая арматура, служащая для автоматической регулирования потока среды сообразно потребностям (регуляторы давления, диференциальные регуляторы давления, регуляторы питания, игольчатые вентили, регуляторы температуры);
  • г) дренажная, спускная и продувочная арматуры; первая служит для спуска и отвода из паропроводов образующейся в них конденсационной воды (конденсационные горшки), вторая — для спуска и продувки котлов, испарителей и т. п. (спускные, продувочные, пробные и прочие вентили);
  • д) указательная арматура, обеспечивающая наблюдение за состоянием среды в закрытых резервуарах, находящихся под давлением или вакуумом (водоуказательные приборы, сниженные указатели уровня воды, сигнальные приборы для указания уровня воды и т. п.).

Запорная арматура для трубопроводов

Краны являются наиболее простым запорным органом из имеющихся разновидностей запорной арматуры и в соответствии с этим они гарантируют наименьшую плотность закрытия, что ограничивает их применение; они применяются для давления пара не выше 6 кг/см3, воды — не выше 10 кг/см3.

типы запорно регулирующей арматуры

По своей конструкции они разделяются:

  1. на простые пробковые, в которых пробка крана, будучи притерта к внутренней конической поверхности крана, поддерживает плотность крана при его закрытии;
  2. сальниковые пробковые, в которых пробка прижимается сальниковой набивкой.

Запорные вентили

Этот вид арматуры в качестве запорного органа имеет самое большое распространение. Являясь конструктивно достаточно простым, он вполне пригоден и для повышенного и даже высокого давления. При осевых давлениях на шпиндель, не превышающих 4 000—5 000 кг, когда окружное усилие на маховике лежит в допустимых пределах, применяемся обыкновенная тарелка.

трубопроводная запорная арматура

Когда же давление на тарелку вентиля превосходит указанную величину, то для облегчения открытия вентиля приходится прибегать к устройству или наружного обходного разгрузочного вентиля — байпасса — или внутренней разгрузки тарелки вентиля. В последних двух случаях при открытии вентиля сначала открывают наружный байпасе или тарелку разгрузочного вентиля, причем происходит выравнивание давлений по обе стороны тарелки вентиля, а при паровой среде помимо того и прогрев паропровода за вентилем. Когда произойдет выравнивание давлений (примерно на 50%), тогда можно открыть тарелку основного вентиля.

Паровые задвижки

Паровые задвижки употребляются при высоком давлении, так как вентили представляют большое сопротивление проходу пара и усилия для открытия и их закрытия непомерно возрастают с увеличением диаметра и рабочего давления.

Можно разделить задвижки на два типа:

  • а) задвижки самоуплотняющиеся, в которых нажатие тарелок происходит под действием распорных пружин, помещенных между обеими тарелками;
  • б) задвижки с простым или двойным принудительным затвором.

Задвижки с двойным принудительным уплотнением путем приложения силы извне от маховика или от привода задвижки обеспечивают большую плотность тем более, что они не имеют никаких пружин. Однако и они не свободны от недостатков: они конструктивно сложнее, тяжелее и дороже самоуплотняющихся задвижек; тем не менее они имеют широкое распространение.

назначение запорной арматуры

Задвижки на высокое давление выполняются исключительно из стального литья (углеродистой или легированной стали). Задвижки, применяемые для пара низкого давления (например для отборного пара давлением до 10 кг/см2 и 225°), выполняются в виде клиновых задвижек с чугунным и стальным корпусом (в зависимости от давления и диаметра прохода) и бронзовым уплотнением.

Водяные задвижки

Водяные задвижки употребляются как на низком давлении (например для циркуляционных и других трубопроводов), так и на высоком давлении (на питательных линиях).


Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Условиями

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ