.
Котельная арматура, запорная и регулирующая аппаратура для пара, воды и нефтетоплива, применяемая на котлах и трубопроводах паросиловой установки.
По характеру ее действия котельная арматура можно разделить на следующие основные виды;
Краны являются наиболее простым запорным органом из имеющихся разновидностей запорной арматуры и в соответствии с этим они гарантируют наименьшую плотность закрытия, что ограничивает их применение; они применяются для давления пара не выше 6 кг/см3, воды — не выше 10 кг/см3.
По своей конструкции они разделяются:
Этот вид арматуры в качестве запорного органа имеет самое большое распространение. Являясь конструктивно достаточно простым, он вполне пригоден и для повышенного и даже высокого давления. При осевых давлениях на шпиндель, не превышающих 4 000—5 000 кг, когда окружное усилие на маховике лежит в допустимых пределах, применяемся обыкновенная тарелка.
Когда же давление на тарелку вентиля превосходит указанную величину, то для облегчения открытия вентиля приходится прибегать к устройству или наружного обходного разгрузочного вентиля — байпасса — или внутренней разгрузки тарелки вентиля. В последних двух случаях при открытии вентиля сначала открывают наружный байпасе или тарелку разгрузочного вентиля, причем происходит выравнивание давлений по обе стороны тарелки вентиля, а при паровой среде помимо того и прогрев паропровода за вентилем. Когда произойдет выравнивание давлений (примерно на 50%), тогда можно открыть тарелку основного вентиля.
Паровые задвижки употребляются при высоком давлении, так как вентили представляют большое сопротивление проходу пара и усилия для открытия и их закрытия непомерно возрастают с увеличением диаметра и рабочего давления.
Можно разделить задвижки на два типа:
Задвижки с двойным принудительным уплотнением путем приложения силы извне от маховика или от привода задвижки обеспечивают большую плотность тем более, что они не имеют никаких пружин. Однако и они не свободны от недостатков: они конструктивно сложнее, тяжелее и дороже самоуплотняющихся задвижек; тем не менее они имеют широкое распространение.
Задвижки на высокое давление выполняются исключительно из стального литья (углеродистой или легированной стали). Задвижки, применяемые для пара низкого давления (например для отборного пара давлением до 10 кг/см2 и 225°), выполняются в виде клиновых задвижек с чугунным и стальным корпусом (в зависимости от давления и диаметра прохода) и бронзовым уплотнением.
Водяные задвижки употребляются как на низком давлении (например для циркуляционных и других трубопроводов), так и на высоком давлении (на питательных линиях).