Производство асфальтобетона, холодные асфальтовые раствор и бетон

Чаще всего применяют плотный известковый щебень, дающий хорошее сцепление с битумом. Предельная крупность щебня зависит от толщины слоя бетона и может достигать 25—40 мм, но не более 0,70 от толщины укладываемого слоя. Зерновой состав щебня для асфальто­бетона подбирают так, чтобы объем пустот был минимальным.

Асфальтобетон состоит из смеси асфальтового раствора а крупного каменного заполнителя (щебня).

При выборе состава бетона определяют объем пустот в уплотненном щебне и чтобы обеспечить равномерность распределения раствора в бетоне, берут раствора на 10—15 % больше, чем могут вместить пустоты щебня. Кроме того, прибавляют 0,5—1 % пнтума от веса щебня для лучшего обволакивания его поверхности; чем мельче и пористое щебень, тем больше добавляют битума. Общее содержание в бетоне битума составляет 5—9% от веса бетона, в зависимости от крупности заполнителей. Окончательный состав асфальтобетона устанавливают после контрольных испытаний.

асфальтобетон изготовление

Схема установки для приготовления асфальтобетонной смеси: 1 —питатель на две фракции (качающийся); 2—холодный элеватор; 3—сушильный барабан; 4—топка; 5—горячий элеватор; 6—бункер; 7—питатель пластинчатый; 8—мешалка лопастная непрерывного действия; 9—заслонка мешалки; 10—битумный бак; 11—битумный насос; 12—битумопровод и распределительная труба; 13—бункер для заполнителя; 14—пластинчатый питатель; 15—виброгрохот с тремя ситами; 16—бункер на три секции;    17—пластинчатый питатель; 18—горячий элеватор.

Для изготовления асфальтобетона битум расплавляют в котле при 150—170°, все время перемешивая и не допуская перегрева, попадания воды и вспенивания (во избежание ожогов рабочих и пожаров).

В современных машинах для приготовления асфальтобетона каменные заполнители молотый порошок, песок, щебень (после отсеивания на вибрационном грохоте) подают в сушильный барабан, где они высушиваются и нагреваются до 180—200°(асфальтовый порошок только до температуры 105°). Затем заполнители загружают в мешалку, имеющую лопасти; сюда же насосом подают расплавленный битум, после чего асфальтобетон перемешивают в течение 5—8 мин. и подогревают до 170°

приготовление холодного асфальтобетона

Дозировка всех материалов производится по весу. Трубы и насос для подачи бетона обогревают паром. Схема установки для изготовления асфальтобетона показана на рис; производительность этой установки около 30 т/час

Готовую горячую смесь развозят на места укладки в грузовых автомобилях-самосвалах (с опрокидными утепленными кузовами и с крышками для уменьшения потерь тепла), укладывают и укатывают.

 

Асфальтобетон применяют главным образом для дорожных покрытий при постройке автомобильных дорог. Его употребляют также для покрытия заводских подъездных дорог, дворов и полов промышленных зданий.

Свойства асфальтобетона

Асфальтобетон должен обладать следующими свойствами:

Качество асфальтобетона должно тщательно контролироваться

Асфальтобетонменее хрупок, чем обычный бетон. В эксплуатацию он может поступать, как только остынет и приобретет необходимую прочность. Однако при изготовлении асфальтобетона расходуется топливо и необходимо применять довольно сложное оборудование.

«Холодные» асфальтовые раствор и бетон

При этом способе приготовления асфальтовых раствора и бетона твердый битум не расплавляют, а применяют готовый жидкий битум. Для дорог и покрытий невысокого класса вместо битума используется каменноугольный деготь. Чтобы изготовить этот асфальтобетон, жидкий битум нагревают до 110 —120° смешивают с высушенной и нагретой до той же температуры смесью заполнителей, состоящей из дробленого известняка, доломита или шлака (прочного и стойкого) всех фракций (пыль, песок и щебень).

Содержание битума в этом бетоне составляет всего 5—8%. Готовую смесь охлаждают на асфальтобетонном заводе до 60°, развозят на места, укладывают в холодном состоянии (при температуре не ниже 5°) и укатывают. По мере окисления битума и испарения из него летучих фракций (в течение нескольких недель) бетон затвердевает. Такой бетон служит для дорожного строительства и покрытия тротуаров. Его можно укладывать даже в сырую и холодную погоду.
Холодные асфальтовые раствор и бетон дешевле, чем изготовленные описанным выше способом. Но качество материала при холодном способе укладки немного ниже, чем при горячем.

асфальтовый раствор и бетон

Техническая характеристика асфальтового раствора

Асфальтовым вяжущим веществом служит тесная смесь нефтяного (реже природного) битума с тонкомолотым неорганическим веществом. Обычно принятые соотношения между битумом и неорганическим порошком 1:3 — 1:4 по весу

Асфальтовый раствор —тесная смесь асфальтового вяжущего вещества и песка, иногда в эту смесь добавляют мелкий гравий (мелкозернистый асфальтобетон).

Самое высокое качество после затвердевания имеет асфальтовый раствор, в котором молотой добавкой служит асфальтовый порошок, так как битум дает с ним прочное сцепление. Но чаще применяют более дешевые добавки тонкомолотые известняк, доломит, плотный шлак и т. п. Введение этих добавок дает экономию битума, повышает его твердость и температуру размягчения, снижает стоимость.

Применение асфальтового раствора

Асфальтовый раствор применяют для покрытия тротуаров, плоских крыш, полов промышленных зданий и складов, для устройства гидроизоляционных слоев, для укладки плиток при облицовке стен и полов и т. п. Во всех случаях требуется, чтобы затвердевший материал обладал плотностью, водонепроницаемостью, достаточной прочностью, а в необходимых случаях и стойкостью по отношению к атмосферным воздействиям. Для покрытия тротуаров и крыш необходимо, чтобы материал не размягчался на солнце.
Если марка битума выбрана неправильно или в асфальтовом растворе есть избыток битума, то часто асфальтовые тротуары летом сильно размягчаются (в них вдавливается нога), а в полы вдавливается тяжелая мебель и т. п.
Поэтому следует брать строго рассчитанное минимальное количество битума (или смеси двух битумов различных марок) с температурой размягчения, соответствующей климатическим условиям: в холодном климате — примерно 40°, в умеренном — 45 — 55°, в жарком — 60 — 70°.

Песок для асфальтового раствора должен быть чистым и сухим с возможно меньшим объемом пустот, крупностью до 2 мм.

Состав асфальтового раствора

Состав асфальтового раствора рассчитывается так, чтобы пустоты в песке были заполнены асфальтовым вяжущим с избытком в 10—15% для обволакивания песчинок. Количество битума в растворе вместе с битумом, содержащимся в асфальтовом порошке, должно составлять 9—10% от веса раствора, в зависимости от крупности песка. Обычно принятое соотношение (между асфальтовым вяжущим и песком около 1:2 по весу.

Смесь высушенных и подогретых заполнителей с расплавленным битумом загружают в асфальто-варочный котел и нагревают непрерывно перемешивая, до температуры 170°. Более высокая температура недопустима, так как снижается качество битума и появляется опасность пожара (вспышки). Готовая смесь носит название литого асфальта.
Консистенцию его, необходимую для удобной укладки, корректируют во время варки асфальта, добавляя битум. Горячий, асфальтовый раствор развозят в кузовах автосамосвалов на моста укладки, распределяют по поверхности чистого сухого основания слоем толщиной 1,5 — 2 см, заглаживают гладилками, или катком и посыпают песком.

    • пределом прочности при сжатии при 22°—20—25 кг/см2, при 50°—8—12 кг/см2; с повышением температуры прочность асфальтобетона значительно понижается;
    • объемным весом не менее 2200 кг/м3;
    • водопоглощением не более 3% (по объему).


Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Условиями

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ