.
При приемке цемента необходимо особенно тщательно следить за правильностью отбора проб, а также за тем, чтобы количество их было достаточным для испытаний
Проба, взятая случайно из одного мешка или из одного вагона, не может характеризовать качество всей партии цемента
Отбирать среднюю пробу нужно из нескольких мест по особым правилам, указанным в стандарте. Приемка цемента на заводе производится отделом технического контроля (ОТК).
При отправке цемента с завода каждую партию его снабжают паспортом с указанием всех необходимых данных о цементе. Партией считается 200 г цемента, а на крупных заводах или при отправке цемента водным транспортом — 400 т. На заводе производится предварительная маркировка цемента на основании 3- и 7-дневных испытаний и переходного коэффициента к 28-дневной прочности.
Этот коэффициент устанавливается, заводской лабораторией. Окончательная маркировка дается по получении данных 28-дневных испытаний, причем возможны отклонения до 15 %: от предварительно указанной марки.
На стройке необходимо сложить отдельно содержимое каждого вагона смешивать цемент из нескольких вагонов можно только в том случае, если известно, что он принадлежит к одной партии и имеет одинаковую марку. На складе немедленно ставят указатели над каждой партией с обозначением вида цемента, марки, времени прибытия и количества
Если паспорт на цемент еще не прибыл, а материал необходим для работы, то обязательно испытывают цемент обычным или ускоренным методом. Если при испытании обнаружится (хотя это случается редко) слишком быстрое схватывание цемента или неравномерность изменения объема, следует предъявить претензии к цементному заводу и оставить цемент для выдерживания на складе, повторяя испытание через каждые две недели.
Иногда вылеживание (с перемешиванием) или затворение слабым (1—2%) раствором соляной или серной кислоты «исправляет» цемент, в противном случае его бракуют.
Перевозят и хранят цемент так, чтобы обезопасить его от всякого увлажнения, распыления и других потерь. На стройках рациональна перевозка цемента в автомобилях (цементовозах) со специальными кузовами и винтовыми транспортерами для выгрузки. При перевозке в обычных автомашинах цемент необходимо закрывать брезентом.
Хранить цемент нужно в закрытых складах с плотной крышей, стенами и деревянным полом, возвышающимся над землей.
При хранении всех видов цемента, даже в хороших складах, активность цемента постепенно падает, так как он поглощает влагу и углекислый газ из воздуха. Как показали опыты, обычный цемент при таких условиях хранения теряет часть прочности:
Поэтому, а также по хозяйственным соображениям, не следует создавать больших запасов цемента на стройках, а если запасы все же образовались, необходимо испытывать цемент через каждые 3 месяца.
Новый советский цемент, названный гидрофобным, способен выдерживать длительное хранение и перевозку даже во влажном воздухе без снижения активности.