.
Лаки асфальтовые представляют собой коллоидные растворы естественных или искусственных асфальтообразных веществ в испаряющихся жидкостях, большей частью с добавлением высыхающих масел.
Асфальты, главная составная часть асфальтовых лаков, отличаются от светлых смол своей высокой устойчивостью к действию разбавленных кислот и даже щелочей и почти полной нейтральностью. Высокие изоляционные и противокоррозийные свойства и возможность изготовления нейтральных лаков обеспечили им широкое применение в разных отраслях промышленности, особенно для лакировки различных изделий из железа, чугуна и стали.
Части машин, замки, вилы, лопаты, дешевые дверные приборы, трубы, которые находятся в земле, и т. п. чаще всего лакируются асфальтовым лаком. Предохранение асфальтовыми им различных предметов и деталей машин от действия кислот и щелочей также очень распространено.
Они применяют также для окраски бетонных сооружений, так как они стойки к действию воды и сырости. Основной составной частью их, как выше было указано, являются асфальты. Последние встречаются двух основных типов: естественные, или природные, продукты и остатки различных пирогенетических процессов.
Из естественных асфальтов чаще всего применяют в лаковой промышленности сирийский асфальт (из Мертвого моря), амер. асфальт гильсонит (Юга Колорадо), альбертит (Куба, Мексика), асфальт тринидад (остров Тринидад) и др.
Из искусственных асфальтов применяют главным образом пеки: каменноугольный, буроугольный, нефтяной, стеариновый, кислый нефтяной гудрон и др. Широко применяют каменноугольный пек для дешевых, так например «железных лаков» (типа сидоростен), употребляемых для покрытия железа и дерева.
Большое применение в лаковой промышленности находит и кислый нефтяной гудрон. Искусственный асфальт из дегтя бурого угля применяют для изготовления дешевых сортов.
Для приготовления черных печных - применяют стеариновый пек.
Приготовление асфальтовых лаков довольно просто, так как специальной обработки основного сырья (смол) не требуется. Обычно весь процесс сводится к нагреванию чистого асфальта или смеси его с растительным маслом, эфиром, гарпиусом и т. п. до 250—300°; после охлаждения вводят сикатив и растворитель.
Качество растворителей, комбинации разных растворителей, присутствие масла и его количество, присутствие гарпиуса и т. п. весьма существенно влияют на растворимость асфальта. В качестве растворителей употребляются: бензин, уайт-спирит, скипидар, сольвент-нафта, толуол и др. Так как асфальты, содержащие много летучих веществ, плохо соединяются с маслом, то в этом случае предварительно отгоняют летучие при 280—300°. Аппаратура применяется та же, что и для масляных. Если он не содержит высыхающих масел, то изготовление ведут простым растворением асфальта в соответствующем растворителе. При этом применяют ту же аппаратуру, что и для изготовления смоляных.
По составу асфальтовые лаки делят на тощие и жирные; первые применяют для воздушной сушки, а вторые для печной. Тощие - идут на покрытие железных частей большого размера (корыта, лопаты, фонари, печи, станы для машин, толевые крыши pi т. п.), а жирные — на покрытие окунанием мелких железных изделий (крючья, ушки, клещи, скобы и т. п.).
Лаки более высокого качества применяют для покрытия подставок микроскопов и оптических приборов, частей швейных машин и т. д. Лаки полужирные и жирные воздушной и печной сушки, идут на пропитки, грунтовки и покрытия специального назначения. Они подразделяются на общеупотребительные и целевого назначения. К первым предъявляют требования по следующим признакам: цвет, вязкость, время сушки, прочность и эластичность лаковой пленки, водоустойчивость и др.
Для лаков целевого назначения помимо указанных общих требований предъявляются еще специфические требования в зависимости от их конкретного назначения. Так, для электроизоляционных - требуется электросопротивляемость, для литейных — крепость на разрыв и т. д. За границей встречаются случаи применения цветных асфальтовых эмалей, получаемых путем введения соответственных пигментов. Разумеется, получение ярких оттенков невозможно.
Светлый лак воздушной сушки состоит приблизительно из 30 ч. льняного масла, 20 ч. смолы, некоторого количества сикатива и 50 ч. растворителя — бензина. В качестве смол применяют копалы, эфиры канифоли или альбертоли.
Светлый лак печной сушки состоит из
Асфальтовый лак воздушной сушки состоит из
Асфальтовый лак печной сушки содержит 47 ч. высыхающего масла, 52 ч. битумов и 1 ч. сикатива, разбавляется 100 ч. растворителя. При разжижении лака следует иметь в виду следующие положения. Обычные разбавители для масляных лаков относятся к категории так наз. неполярных или слабополярных растворителей (бензин, бензол, уайт-спирт, скипидар). Выбор разбавителя далеко не безразличен. Иногда лак хорошо разбавляется бензолом, но створаживается при замене бензола бензином. Растворитель оказывает влияние на скорость высыхания лака и на строение затвердевшей пленки лака. Сикатив в лаки должен вводиться весьма осторожно, т. к. в присутствии повышенных количеств его лаковая пленка скоро стареет, делается хрупкой. Поэтому воздушносохнущие лаки значительно скорее старятся, нежели печные лаки; вообще лаки воздушной сушки применяются преимущественно как покровные.
Масляные асфальтовые лаки более влагостойки, чем светлые, и обладают повышенными электрическими свойствами, но менее маслостойки.
К одним из важных сортов масляных лаков относятся масляные лаки для эмалировки проводов. Лаки эти в основном бывают двух типов — светлые, бензиностойкие, и темные, менее бензиностойкие, но зато дающие при лакировке очень гладкую безупречную поверхность.
Состав этих лаков следующий.
Перед употреблением лаки разбавляются керосином. Температура сушки лака 800—400°.