- Строительные машины
- - машины для производства строительных работ. Различают для работ: подготовительных, земляных, монтажных, погрузочно-разгрузочных, бетонных и железобетонных, свайных, отделочных, подъёмно-транспортных и т. д.
Эти группы делятся в свою очередь по назначению:
- машины для бетонных работ — например на смесительные, транспортирующие, укладочные и уплотняющие,
- по конструкции - например одноковшовый гусеничный погрузчик, колёсный скрепер с гидроприводом и т. д..
По характеру рабочего процесса различают машины прерывного или цикличного и непрерывного действия.
Вес машин колеблется от нескольких сот кг до сотен и даже тысяч т. В таких же широких пределах колеблется и мощность.
Главные элементы обычно: рабочее и силовое оборудование, основная рама и устройства управления. Большинство машин имеет передаточные устройства от силового оборудования к рабочему органу, а при значительном весе — и ходовое оборудование.
Рабочие органы машин по конструкции и принципу действия столь же разнообразны, сколь разнообразны машины по своему назначению. Силовое оборудование обычно дизельное или электрическое (часто сменное) с одним двигателем переменного тока. Для сложных мощных машин применяются электрические системы с питанием от сети высокого напряжения с преобразовательными агрегатами и автоматическими системами управления. В некоторых машинах устанавливается дизель-электрическое оборудование.
Для самых малых машин и механизированного инструмента служат и пневматические двигатели. В небольших машинных широко применяется гидравлический привод с давлением 60—200 атм. Управление — всё реже механическое, чаще с применением пневматического гидравлического и электрического сервомоторов, иногда комбинированных — электро-гидравлических или электро-пневматических. Получает распространение автоматическое управление; на сложных машины с электрическим приводом — с автоматическим регулированием.
Эффективность применения строительных машин определяется: удельными показателями производительности труда на 1 рабочего, занятого во всём комплексе операций данной работы; стоимостью единицы продукции; металлоёмкостью работ (вес всех машин, отнесённый к единице продукции готовой выработки); энергоёмкостью работ (мощность всех силовых установок, отнесённая к единице часовой выработки); расходом энергии на единицу продукции.
Важными показателями организации работ и отчасти качества машин являются коэффициенты использования их по времени (отношение в % времени чистой работы машины к календарному времени) и по производительности (отношение в % средней производительности за час чистой работы к технической производительности).
Основной задачей механизации строительства является существенное повышение производительности труда при столь же существенном снижении стоимости работ и улучшении их качества.
К методам решения этой задачи относятся:
- создание новых и расширение номенклатуры машин, позволяющих полностью осуществлять комплексную механизацию строительных работ,
- создание более мощных машин с лучшими технико-экономическими показателями, а также мобильных машин на базе колёсных тягачей, в том числе малой мощности для вытеснения ручных работ, и машин с комплектом до 20 видов сменного навесного оборудования,
- замена прицепных машин более мобильными самоходными, вытеснение дорогих в эксплуатации гусеничных машин более дешёвыми колёсными на баллонах низкого давления, в том числе бескамерных,
- замена, где это возможно, машин цикличного действия более производительными и более пригодными для автоматизации машинами непрерывного действия, в том числе машинами-автоматами и комбайнами,
- облегчение и автоматизация управления машинами, повышение качества и долговечности машин улучшением технологии изготовления и применением лучших материалов, в том числе качеств, сталей, лёгких сплавов и новых материалов, например пластмасс.
Эффективность механизации строительства в большой степени зависит от правильного использования машин. Важнейшие задачи в вопросах улучшения использования машин: внедрение автоматического учёта работы машин;
- улучшение организации работ,
- внедрение новых методов агрегатного ремонта путём замены на рабочей площадке целых узлов машин,
- улучшение комплектования парков машин с учётом устранения разнотипности машин одного назначения и типоразмера.