.
Статья об особенностях интерьерной съёмки. Может быть интересна в первую очередь дизайнерам интерьеров.
Просматривая фотографии на сайтах дизайнерских бюро, я обнаружил что красивые, стильные интерьеры часто сфотографированы кое-как, и сильно проигрывают от этого. Очевидно, что дизайнеры не вполне понимают, чем отличается качественная фотосъёмка результатов их труда от простого документирования нескольких ракурсов помещения обычной "мыльницей".
Каждый вид фотосъёмки имеет свои особенности. В случае интерьерной съёмки это в первую очередь очень неравномерное освещение и ограниченное пространство.
Относительно несложно сделать хорошие фотографии интерьера, выполненного в светлых тонах и с освещением модными ныне многочисленными галогенными светильниками. Такой интерьер практически не имеет тёмных углов, а галогенки на фотографии выглядят маленькими точками и не портят картину.
Проблемы возникают когда в дизайне используются тёмные материалы, мебель, занимающие большую площадь. При этом разница яркости между светлыми и тёмными участками становится настолько большой, что дешёвые цифровые камеры просто не могут правильно воспроизвести оттенки и в светах и в тенях. В результате получаются неразборчивые тени на месте дивана с тёмной обивкой или шкафов из тёмной древесины. Или сплошные белые участки на месте окон или штор, или гладких бликующих поверхностей. Выглядит это очень неестественно и убивает напрочь объёмное восприятие интерьера.
Сильный перепад яркостей возникает также при использовании в интерьере немногочисленных светильников, как правило, люстр и торшеров, с обычными лампами накаливания. Такие светильники дают очень слабый свет и к тому же освещают только пространство в своей непосредственной близости, а предметы и поверхности на полу и в углах помещения остаются погружёнными в полумрак и на фотографии выглядят как невнятные тени.
При этом сами светильники могут быть очень красивыми, с хрустальными подвесками, ковкой и т.п., но всё это становится слишком ярким на фоне всего остального тёмного помещения. Ещё один случай - большие окна и тёмная мебель и элементы отделки. От оконного света светлые предметы выглядят слишком яркими, а тёмные лишаются фактуры и объёма.
Для правильной передачи таких видов на фотографии используются:
- профессиональные цифровые фотокамеры с более широким, чем у любительских, диапазоном передачи яркостей;
- многократная экспозиция, когда с одной и той же точки, камерой, установленной на штативе, делаются несколько снимков с разной экспозицией по светам и теням, а затем эти снимки складываются на компьютере;
- дополнительное освещение тёмных участков помещения и предметов вспышками.
Кроме того, в особо сложных случаях возможна съёмка на плёнку, также в сочетании с подсветкой вспышками и многогратной экспозицией.
Фотоплёнка обладает способностью воспроизводить очень большой диапазон яркостей, но себестоимость такой съёмки относительно высока, поэтому плёнка имеет смысл лишь в ответственных случаях, при повышенных требованиях к качеству фотографии.
Кроме чисто технической проблемы с контрастом освещения, есть ещё и проблема с самим характером освещения. Не всегда имеющееся освещение выгодно акцентирует внимание на элементах дизайна, являющихся его "изюминкой", придающих ему тот стиль, который задумывался дизайнером. В таком случае также необходимо высвечивать эти элементы дополнительно, показывать объёмы и т.п.
Другой фактор, осложняющий фотосъёмку помещения - недостаток пространства. Выражается он в том, что сложно показать в одном кадре общий план помещения, особенно, если оно небольшое. Опять же, любительские камеры оснащаются объективами, имеющими относительно небольшой максимальный угол обзора, и ими просто невозможно снять многие ракурсы. Для качественной интерьерной съёмки используются сверхширокоугольные объективы, дорогие и выпускаемые только для профессиональных камер. Такой объектив позволяет снять больше половины даже маленькой ванной комнаты в одном кадре, не говоря уже о помещениях большего размера.
Качественная профессиональная оптика обладает ещё и лучшей разрешающей способностью, что позволяет делать существенно более резкие снимки, чем любительские камеры, а такие снимки можно увеличивать до больших размеров без "размыливания" мелких деталей, да и в целом выглядят такие снимки более натуральными, объёмными.
В заключение замечу, что качественная фотосъёмка интерьера может быть выполнена только со штатива, так как требует длинных выдержек, порой в секунды и десятки секунд. С такими выдержками, лёгкой "мыльницей", удерживаемой в руках, сделать хороший снимок интерьера невозможно.