.
Стальные сваи изготовляют из прокатной стали различных профилей, а также из бывших в употреблении рельсов.
Одиночные сваи из рельсов и двутавровых балок применяют при устройстве крепления глубоких котлованов.
Сваи забивают через 1— 1,5 м, а промежутки между ними заполняют бревнами или брусьями, заводя их между сваями по мере разработки котлована.
Трубчатые стальные сваи погружают в грунт забивкой, после чего заполняют бетонной смесью.
Для изготовления этих свай применяют, как правило, заводские сварные трубы с продольным или спиральным швом. Несущая способность свай складывается из сопротивления грунта острию сваи и силы трения боковой поверхности сваи о грунт. В грунтах средней плотности острие сваи вызывает небольшое сопротивление.
фото свай из железобетона
Эффективным способом повышения несущей способности трубобетонной сваи является замена ее острия бетонным камуфлетным уширением. По этому способу в погруженную на проектную глубину оболочку сваи опускают заряд взрывчатого вещества, упакованный в деревянный ящик с отверстиями для вывода проводов от электродетонаторов.
После заполнения трубы пластичным бетоном, до начала его схватывания, производят взрыв заряда, заложенного в острие сваи, в результате чего стальное острие сваи разрывается, под сваей образуется расширенная полость — газовая камера, — куда устремляется бетон из трубы.
По объему смеси, добавленной после взрыва для восстановления уровня бетона в трубе, определяют объем образовавшегося уширения и соответственно определяют увеличение ее несущей способности.
Предварительно напряженные железобетонные сваи не имеют трещин, какие возникают у железобетонных свай. Благодаря предварительному обжатию бетона и отсутствию в нем растягивающих напряжений появление трещин в сваях полностью исключается.
Трещиноустойчивость предварительно напряженных свай в сочетании с высокой прочностью бетона для их изготовления значительно повышает срок службы свайного основания. Особенно перспективными являются пустотелые предварительно напряженные железобетонные сваи сборной конструкции.