.
Схемы установок агрегатов на бетонных заводах строительных площадок определяются в зависимости от объема работ и местных условий (топографии, рода сооружения, наличия оборудования и т. н.).
На рис. 6 представлены 7 схем установок: 1 — подача из куч тачками, 2 — подача в бетономешалку из бункера и в бункер тачками, 3 — подача в бункер дерриками, 4 — подача дерриком в бункер над бетономешалкой, 5 — подача элеватором в бункер над бетономешалкой, 6 — подача конвейером в бункер, 7 — подача дерриком в бункер и из него вагонетками по наклонной плоскости тяговым канатом (бремсберг).
Для всех схем: а - мотор, б - лебедка, в - подъем, г - бетономешалка, д - загрузочный ковш, е - бункер, ж - элеватор, з - контейнер, и - бремсберг, к - деррик.
Почти во всех этих установках (кроме 1) имеется бункер, благодаря чему загрузка в ковши составных частей производится автоматически. Схема простейшей установки с бункером и одной бетономешалкой дана на рис. 7 где б - элеватор, е - бункер для песка и гравия, г - бетономешалка, д - подъемник для цемента, е - мерные приспособления.
Имеются аналогичные установки и с двумя бетономешалками. Бункер должен вмещать 1—2-часовой запас, обеспечивающий непрерывную работу в случае перебоев в подаче материалов. В простейшем случае механизируется только работа загрузочного ковша, которым обычно снабжаются бетономешалки.
Отмеривание составных частей по объему является простейшим, но недостаточно точным способом дозировки, т. к. в одном и том же объеме могут быть разные количества цемента теска в зависимости от степени рыхлости и влажности. Более точная объемная дозировка цемента производится не мерными ящиками, а бочками или мешками с последующим расдушиванием его. Для дозировки песка применяется особый прибор — инундатор, позволяющий объемным способом получать требуемое по весу - количество песка, не прибегая к взвешиванию.
Наиболее удовлетворительные результаты дает дозировка всех составных частей по весу, допустимо также производить дозировку цемента по весу, песка — инундатором, гравия — по объему. Такой способ применен на бетонной установке, поперечный разрез которой представлен на рис. 8.
Здесь а — бункеры для цемента, б — для гравия и в — для песка; г к г' — автомат с весами для цемента, д — мерный резервуар для щебня, е — инундатор для песка, ж — водяной бак для инундатора, з — мерный водяной бак для бетономешалки, и — загрузочная воронка, к -— бетономешалка, л — бадья для бетона.
Для отмеривания щебня и песка на малых работах могут применять металлические вагонетки или деревянные с наклодным дном и перегородками. (рис. 9).
Вопрос о продолжительности перемешивания составных частей, а также о последовательности загрузки барабана частями сухой смеси и водой подвергался не раз тщательному исследованию в Америке, в Германии, причем общие выводы следующие:
При машинном приготовлении бетона организация рабочего места заключается следующем:
Выбор способа перемещения бетона к месту укладки находится в зависимости от объема работ и размещения мест укладки в плане и по высоте. Если транспортирующие кузова невелики,. то у выгрузочного отверстия ее устраиваются бункер, снабженный секторным затвором (рис. 11).
Подача бетона тачками до сих пор еще во многих случаях имеет применение благодаря возможности без труда и потери времени изменять направление путей подвоза и простоте их устройства.
Для подъема тачек краном пользуются трехконечной цепью или тросом, два конца которых снабжены кольцами для одевания на ручки, а третий — крюком для захвата за колесо. Для движения тачек укладываются ходы шириной < 40 см (в две доски).
Подача бетона вагонетками целесообразна в том случае, если расстояние возки превышает 100 м и количество бетона, укладываемого в одном месте, достаточно велико, чтобы окупились издержки, связанные с укладкой пути. Емкость вагонеток должна быть достаточна для принятия полностью замеса.
Перемещение вагонетки производится двумя рабочими со скоростью до 0,85 м/сек. На устройство пути должно быть обращено особое внимание во избежание сходов с рельс. Подача бетона по широкой колее уместна при очень значительных объемах работ, сосредоточенных в отдельных пунктах большими массами, и при соответствующих топография, условиях.
Подача бетона по однорельсовой и подвесной дорогам происходит при помощи обычных для этого вида транспорта тележек с двумя роликами, к которым прикреплены кузова вагонеток (иногда с электромоторами а), раскрывающихся или опрокидывающихся (рис. 13).
Применение жесткоподвесной однорельсовой дороги вполне уместно в комбинации с канатной дорогой: по канатной дороге производится подача бетона на большие расстояния по прямой линии, развозка же по пунктам укладки бетона делается по монорельсу, уложенному, начиная от конечной станции, по столбам или козлам.
Система Баукрафт (рис. 14) представляет собой разновидность однорельсовой дороги, состоящую из готовых прямых и кривых звеньев А, поддерживаемых на стыках стойками Б. При помощи вертикальных колесиков с закраинами а вагонетка В катится по рельсу; средством против уклонов в сторону служат горизонтальные ролики б, упирающиеся с боков в нижнюю полосу звена. На вагонетку навешивается по бокам или ставится сверху тара для перевозки бетона. Тарой для бетона может быть боковые карманы А - так называемые «штаны» (фиг. 15) или кузов Б, устанавливаемый на верхнюю площадку вагонетки и скрепленный с ней шарниром а.
Емкость кузовов 100—200 л. Для вертикального перемещения вагонетки подвешиваются к кронштейну, двигающемуся вдоль мачты. Подача кабельным краном систем Лиджервуд и Ламберт представлена на рис. 16, где а — несущий, б — ведущий и в — подъемный канаты, г — тележка и б — бадья.
Благодаря дополнительным канатам и своеобразному устройству несущих тележек вагонетка перемещается не только вдоль по канату, но может быть остановлена и спущена вниз для выгрузки в любом месте. Башни кабельных кранов бывают металлические и деревянные, подвижные и неподвижные, высотой 15—40 м. Скорости передвижения башен 15—17 м/мин.
Подача бетона ленточными транспортерами обладает при благоприятных топография, условиях большой пропускной способностью. Весьма целесообразной может оказаться комбинация подвижной бетономешалки с подвижным транспортером. Подача бетона по трубам бетононасосами все больше входит в употребление, допуская возможность сочетания перемещений горизонтальных, вертикальных и под любым наклоном, без устройства сложных подмостей.
Особенность работы бетононасосов заключается в том, что в пусковой период первые 2—3 замеса не содержат гравия, в следующих 1- 2 замесах содержание песка преобладает над содержанием гравия. При временной остановке работы насоса, а следовательно и движения бетонной массы возникает опасность схватывания цемента, для устранения которой бетоновод должен быть немедленно опрожнен.
Вертикальный транспорт бетона осуществляется краном-укосиной, дерриком, поворотными подвижными кранами, башенными, копровыми и портальными кранами, при помощи которых бетон поднимается в тачках или в вагонетках.
Применяются также и специальные ковши (рис. 17), автоматически опрокидывающиеся в определенном месте (скиповое устройство). Подача литого бетона производится при помощи желобов, имеющих уклон в среднем 22—27° сообразно его консистенции.
Скорость движения бетона по желобам (1,3—4 м/ск) ограничивается тем условием, чтобы при движении не происходило расслаивания частей бетона. Для придания уклона желобам верхние концы их укрепляют к мачте или башне.
Бетономешалки в простейшем случае устанавливаются внизу (рис. 18), и ковш д с готовым бетоном скользит вдоль мачты б или внутри башни, опоражниваясь на нужной высоте в силос в, из которого через воронку направляется в жолоб з и дальше в жолоб и с противовесом.
Такая установка имеет радиус действия до 18 м% а более сложная — до 30—35 м.
Преимущества установок для литого бетона таковы:
Недостатками работы с литым бетоном являются: