.
По условиям службы внутренние облицовки разделяются на:
Облицовка подземных помещений метрополитена подвержена с поверхности совместному действию ряда агрессивных факторов; к ним относятся: усиленные токи воздуха от движущихся поездов; образование конденсата в результате высокой влажности, вызванной присутствием больших людских масс; осаждение металлической пыли от трущихся частей подвижного состава и рельсов.
На тыльную сторону подземных облицовок влияют: инфильтрация агрессивных грунтовых вод, .вибрационные и деформационные усилия, передающиеся от основной конструкции.
Постоянное движение воздуха в подземных сооружениях метрополитена, помимо усиления проникновения растворов через толщу облицовки, способствует также более активному действию агрессивных газов.
Для внутренних облицовок пригодны все виды мрамора и мягких пород; основной критерий выбора— декоративные качества. Естественные дефекты камня в виде каверн и трещин, не превышающие допустимых действующими техническими условиями, не служат причиной для браковки, если они надлежащим образом замастичены.
Панели и стены на высоту 1,5—2,0 м рекомендуется выполнять из мрамора; выше можно применять более мягкие породы камня.
Очень слабые сорта мрамора должны быть наклеены шеллаком (горячий способ) или карбинольным клеем на плиты сланца или белого мрамора толщиной не менее 20 мм.
Практика эксплуатации облицовок показывает, что в смысле сохранности мрамора в особо неблагоприятных условиях он может быть разделен на следующие виды:
Для пола в условиях постоянного массового движения людей применяются лабрадорит, граниты и мраморы с высоким сопротивлением истиранию. Этому условию отвечают мраморовидные известняки типа садахлинского, биюк-янкойского, давалинского и др., хорошо сохраняющиеся на главных путях движения пассажиров в московском метрополитене.
Пристенные участки (фризы), как менее подверженные истиранию, могут выполняться из более слабых мраморов.
Для горизонтальных поверхностей со свисающими концами, как подоконники, прилавки и столы, используются не трещиноватые плотные мраморы, хорошо работающие на изгиб (не менее 125 кг/см2).
Нижние участки облицовки (плинтус), наиболее подверженные загрязнению, обычно отделываются темным мрамором.