.
Для обслуживания металлургии, цехов создан ряд специальных типов кранов, приспособленных для обслуживания специфик, нужд этих производств.
Тяжелый режим работы кранов, чрезвычайно интенсивное использование крана, большие убытки основного производства в случае даже незначительных простоев крана предъявляют весьма повышенные требования к механизмам кранов.
Передаточные механизмы и нижние пояса мостов следует предохранять от влияния высокой t°, а для коромысла, мульд, балок, крюков, ковшей назначать более низкие напряжения (не свыше 600 кг/см3).
Для обслуживания рудных дворов доменных цехов широко применяются перегрузочные мосты с грейферами пролетом 60—80 м, грузоподъемностью 20—25 т и емкостью грейфера около 5 м3.
Краны работают со значительными скоростями, доходящими до 60—70 м/мин; скорости передвижения тележки 240—300 м/мин; скорости передвижения моста 15—20м/мин.
В виду очень больших опорных давлений число катков в опоре крана делают 16—24. На ри. 3 дан перегрузочный мост для рудного двора доменного цеха. Мощность электромоторного оборудования следующая: моторы для подъема грейфера 2x175 ЕР, 2 х 210 ЕР или 300 ЕР моторы для закрывания грейфера от 200 до 300 ЕР; моторы для передвижения тележки от 300 до 400ЕР, моторы для передвижения моста 100—130 ЕР., Род тока большей частью постоянный с напряжением 220 или 440 V. Наряду с перегрузочными мостами для оборудования рудных дворов применяются мостовые краны со специальными грейферами для руды.
Для обслуживания зданий разливочной машины применяются специальные литейные мостовые краны, снабженные траверсой с двумя крюками, несущими ковш для разливки металла (рис. 4). Тележка имеет 2 механизма подъема: один несет траверсу с ковшом, а другой служит для наклонения ковша при разливке. Пролеты мостов делают в пределах 15— 20 м; вес крана 85—105 т; подъемная сила 75 т\ скорость подъема груза 4,5— 5 м/мин; скорость передвижения тележки 30 м/мин, скорость передвижения моста 60—80 м/мин; количество опорных катков 8.
Для обслуживания грануляционных бассейнов применяются нормальные козловые краны с грейфером емкостью 3—5 м3; вес крана 60—75 т; пролет около 17 м, высота поперечной фермы 9,5—10 м. Наряду с козловыми кранами применяются также мостовые краны с грейферами. Склады готового чугуна обслуживаются козловыми кранами с тележки, оборудованными одним или двумя подъемными магнитами.
Подъемная сила магнита резко падает при переходе от плиты (болванки) к мелкому скрапу и стружке. Магнитные краны применяются для разбивания лома: поднимаемая магнитом на значительную высоту копер-баба весом 3 500—6 500 кг при выключении тока падает на разбиваемый лом.
Для разливки стали в мартеновских цехах применяют литейные краны с ковшами по типу, изображенному на рис. 4. Подъемная сила таких кранов в мартеновских цехах доходит до 220—250 т на траверсе, несущей ковш. Пролеты кранов разливочного пролета мартеновских цехов колеблются в пределах 18—20 м.
Для загрузки мартеновских печей ломом применяют загрузочные (шаржирные) краны или завалочные машины. Загрузочные краны в ряде случаев более удобны, чем завалочные машины, так как последние двигаются по полу рабочей площадки, занимая тем самым на ней место; кроме того загрузочные краны почти всегда снабжены вспомогательной тележкой, с помощью которой можно переносить грузы для ремонтных работ; зато завалочная машина значительно легче крана и способна двигаться быстрее; кроме того с ней не приходится тратить время на вращательное движение вокруг вертикальной оси рабочей тележки. В виду этого завалочная машина при мульде той же емкости значительно производительнее, чем загрузочный кран; поэтому в крупных мартеновских цехах с печами большой емкости следует ставить напольные завалочные машины.
На рис. 5 изображена завалочная машина напольного типа. Машина перемещается по рельсам колеи 6—7,5 м.
Машина осуществляет следующие движения:
Вес машины колеблется в пределах 45—65 т, грузоподъемность при подъеме мульды 5—7,5 т.
На рис. 6 изображен завалочный (шаржирный) кран, состоящий из следующих основных частей:
Шаржирный кран имеет следующие движения:
Кроме того вспомогательная грузовая тележка делает нормальные операции мостового крана. Вес шаржирных кранов при пролете 18—20 м составляет 55—70 т, грузоподъемность главной тележки 3—5 т, вспомогательной тележки 10—15 т; наибольшая мощность мотора механизма передвижения крана 65—100 ЕР. Мотор для подъема коромысла помещается на подвесной конструкции тележки. Поворот коромысла производится мотором, вращающим зубчатый венец, укрепленный на подвижной колонне, несущей коромысло. Кабина машиниста помещается обыкновенно на нижней рабочей площадке. Шихтовые дворы оборудуются мостовыми кранами с магнитами, реже с грейферами. Пролеты шихтовых дворов обычно 25—35 м; подъемная сила кранов около 10 т; вес кранов 45—65 т; мощность наибольшего мотора механизма передвижения моста 80—100 ЕР.
Для выдавливания болванок из изложниц применяется специальное приспособление к мостовым кранам, т. н. стриппер. Стрипперный кран (рис. 7) по существу является обычным мостовым краном с особым клещевым захватом вместо крюка, кроме того еще снабженным сильным вертикально движущимся прессовым штоком. Когда клещи крана захватят изложницу (с находящейся в ней болванкой) за имеющиеся в верхней ее части два ушка, они несколько поднимают изложницу с места, на котором она заливалась металлом, а затем прессовый шток с большой силой опускается (внутри механизма клещей) на верхний торец болванки, развивая силу нажатия в 100—150 т, и выдавливает болванку из изложницы. На губках клещей сделаны выступы, чтобы можно было захватывать болванки. Пролет таких кранов обыкновенно 20—25 м, грузоподъемность 20 т, выжимающая сила около 175 т.
Скорости:
Максимальная мощность мотора (подъема) 120— 140 ЕР. Вес крана 160—180 т.
Для подъема болванок из нагревательных колодцев и обратной загрузки их применяются краны с клещами. К тележке крана подвешена специальная пирамидальная ферма, внутри которой перемещается штанга с клещами (рис. 8).
На этой же ферме установлено приспособление для открывания и закрывания крышек нагревательных колодцев. Приспособление приводится в движение отдельным мотором.
Кран выполняет следующие движения:
Вес таких кранов при пролете 20—25 м и подъемной силе около 20 т составляет 110—140 т. Максимальная мощность мотора для передвижения моста 90—100 ЕР. Для обслуживания нагревательных печей с боковой загрузкой применяются шаржирные краны, во всем сходные с шаржирными кранами для вагрувки мартенов за исключением рабочего хобота-коромысла. Вместо хобота, приспособленного для захвата мульды, установлен хобот, несущий на конце управляемые клещи.
Для переноски и перегрузки прокатной стали и рельсов длиной 4—15 м применяются мостовые краны со специальными приспособлениями. Тележка мостового крана несет подвесную ферму, внутри которой перемещается в направляющих с помощью канатной тяги специальная траверса, несущая на себе поворотные лапы для переноски металла (пратцен-кран). Специальный механизм, установленный на подвешенной ферме, может поворачивать Лапы для разгрузки переносимого металла. Число лап делается 4—6 — 8 при суммарной длине захвата ими 9 м.
Подъемная сила крана доходит до 15 т. При пролете крана ок. 30 м вес крана около 100 т. Механизмы подъема и управления лапами помещаются на площадке внизу подвесной фермы.
Максимальная мощность мотора на механизме передвижения моста 160—180 ЕР. Наряду со специальными пратцен-кранами для перегрузки металла на складах применяются мостовые краны с двумя тележками, снабженными специальными траверсами. Пролеты таких кранов обычно 30— 40 м, подъемная сила каждой тележки около 7,5—10 т; длина траверсы 5—6 м, вес крана около 80 т; скорость передвижения крана 150 м/мин. Для удобства захвата металла на складе применяются краны с магнитами.