.
Бесконечно разнообразен мир красок и цветов. Порой трудно уловить многие встречающиеся в природе оттенки света, тончайшие их нюансы, постепенно переходящие от одного цвета в другой
что не всякому глазу они могут быть доступны. Нужно иметь «опытный глаз», чтобы заметить всевозможные оттенки цветов окружающего нас мира природы. Поэтому мы не всегда можем дать название всем цветам и оттенкам.
Тем не менее в практике дизайнера точное определение цвета или оттенков бывает необходимым. Поэтому наукой о цвете разработаны методы точного определения цвета и дана их классификация. Однако, как бы ни был богат наш язык и обширна условная терминология, мы можем дать наименования лишь для нескольких сот цветов и оттенков.
В связи с этим появилась, как уже сказано, необходимость систематизировать цвета, расположить их в том последовательном порядке, который позволил бы пользоваться ими без особых затруднений во время практической работы. Особенно это важно в условиях производства.
Каждый художник, дизайнер, колорист пользуется своей привычной палитрой, своей системой, известным числом красок и сочетаний. Для работников различных отраслей промышленности (текстильной, химической, красочной, трикотажной, галантерейной и многих других), имеющих дело с цветами, очень важно уметь точно классифицировать цвета и знать их названия.
От чего же зависит это бесконечное видимое разнообразие цветов, почему мы видим предметы различно окрашенными и от чего вообще зависит цвет тел? Такие вопросы, естественно, могут возникнуть у каждого из нас. На все эти вопросы мы ответим кратко. Более подробные сведения можно узнать из общего теоретического курса цветоведения и физики, которые учащийся проходит параллельно с практическим курсом цветоведения.
Окружающий нас мир мы видим благодаря источнику света, падающему на всевозможные предметы, и различаем их форму, силуэт, цвет и т. п. Предметы, на которые падает свет, имеют самую различную окраску.
Благодаря нашему органу зрения — глазу — мы воспринимаем цвета, различаем множество их оттенков. И все, что мы видим, все это благодаря свету — претворенной энергии солнечных лучей.
Солнце — источник света и тепла, источник жизни на земле — создает весь красочный мир, красоту форм и колорита, живописные гармонии. Предметы, на которые падает больше солнечных лучей, гораздо ярче и красочнее тех, которые находятся в тени. Таким образом, возникновение цвета невозможно без света, и понятия цвет и свет — неотделимы.
каждый раз, когда свет действует на наш глаз. Лучи света, попадая на сетчатку глаза, производят ощущение того или иного цвета. Следовательно, вне нас, независимо от нас и нашего сознания существует движение материи — волны эфира определенной длины и определенной скорости, которые, действуя на сетчатку глаза, производят ощущение. Различная длина световых волн и обусловливает видимые цветовые различия.
Под влиянием различных световых волн возникают различные цветовые ощущения. Длина световых волн, воздействующих на наш глаз, колеблется в пределах 380—760 ммк.
Если в закрытых ставнях окна сделать небольшое отверстие, пропустить через него в темную комнату луч солнечного света и на пути луча поместить стеклянную трехгранную призму, то на белой стене или на специально установленном для этой цели экране за призмой мы увидим изображение не одного белого пятна света, а цветную полосу из многих цветов, постепенно и незаметно переходящих из одного в другой в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эта цветная полоса, как известно из курса физики, носит название спектра.
То, что мы называем«белым светом», есть смесь различных эфирных волн, и призма разлагает этот свет на ее отдельные составные части, сортируя по длинам волн, причем лучи света преломляются тем сильнее, чем короче длина их волны.
Таким образом, мы видим, что белый свет объективно представляет собой смесь волн различной длины и является не простым, а сложным светом. А отдельные спектральные цвета соответствуют всегда одной определенной длине волны, являясь простым или монохроматическим светом. Это доказывается тем, что они не разлагаются дальше призмой.