.
Основные и фактурные свойства цвета Как уже говорилось, в распоряжении художника нет таких красок, яркости которых охватывали бы весь диапазон яркостей природы.
Но художники решают любую изобразительную задачу, используя взаимодействие цветов и опираясь на ряд особенностей зрительного восприятия. Отсюда становится ясной несостоятельность попыток начинающих живописцев в точности воспроизвести каждый цвет натуры.
Художник передает каждый цвет так, чтобы он, находясь в данном конкретном окружении, будучи соотнесенным зрителем с определенным объектом и пространственным планом изображения, с условиями воспроизведенного в картине освещения, воспринимался бы должным образом. При этом оказывается, что для полного подобия изображения натуре требуется лишь верность соотношений между цветами. Более светлый, более интенсивный, более теплый цвет в натуре и в изображении должен восприниматься как более светлый, более интенсивный, более теплый и т. д. К этому надо еще добавить, что помимо основных свойств (светлоты, цветового тона, насыщенности), цветам присущ ряд свойств, в том числе так называемые фактурные свойства.
Цвета поверхностей отличаются от таких цветов, как, например, цвет голубого или ровно затянутого серого неба, цветов радуги, тем, что первые выявляют рельеф поверхности и точно локализуются в пространстве. Всегда можно сказать, на каком расстоянии от глаза находится та или иная цветная поверхность. Такие цвета называют цветами поверхностей. Вторые же не выявляют рельеф поверхности и не локализуются в пространстве.
Например, невозможно определить, на каком расстоянии от глаза расположены видимый цвет неба или цвета радуги. Эти цвета называют бесфактурными, независимыми (названия неустановившиеся). Цвета прозрачных цветных сред (льда, воды, чернил и пр.) воспринимаются не в плоскости, не в двух измерениях, а объемно, в трех измерениях, заполняют всю массу прозрачной среды. Их так и называют объемными цветами (в русской терминологии).
Можно еще говорить о плотности цвета. Не случайно в обиходной речи иной раз цвета называют «воздушными».
Плотность красочного слоя, определяющая собой плотность цвета, в живописи играет большую роль. Плотность красочного слоя позволяет разнообразить, обогащать цвет при одних и тех же значениях его светлоты, цветового тона и насыщенности. Красочный слой, даже обогащенный цветовыми нюансами, положенный с равномерной плотностью, выглядит однообразно и глухо. Наоборот, краска, нанесенная на основание с разнообразной плотностью слоя, дает живой живописный эффект.
Под отношениями цветов следует подразумевать их отношения не только по основным свойствам, но также и по плотностям, по фактурным характеристикам.
Здесь же отметим следующее. При наблюдении цветов глаз утомляется. Положите перед собой лист цветной бумаги, половину которого закройте белой или черной бумагой, и наблюдайте его цвет в течение нескольких секунд. Потом снимите белую (либо черную) бумагу, т. е. откройте всю плоскость цветной бумаги. Вы увидите ранее закрытую часть цветной бумаги более насыщенной по цвету Объясняется это тем, что за несколько секунд наблюдения цветной бумаги глаз утомился на ее цвет и начал хуже его воспринимать.
Если после наблюдения какого-либо хроматического цвета перевести взгляд на белый фон, то на этом фоне может возникнуть ощущение хроматического цвета, по цветовому тону противоположного ранее наблюдавшемуся. Посмотрев на пятно зеленого цвета и переведя затем взгляд на белую поьерхность, можно увидеть на белой поверхности пятно той же формы, окрашенное в сиренево-розовый цвет. Возникновение таких мнимых изображений объясняется утомлением зрения. Эти изображения носят название отрицательных последовательных образов. В результате возникновения отрицательных последовательных образов наблюдаемые нами цвета изменяются под влиянием пред варительно наблюдавшихся цветов. Отрицательные последовательные образы бывают не только хроматическими, но и ахроматическими.
Находясь в комнате днем, можно пристально посмотреть на окно, а потом перевести взгляд на белый потолок — на потолке возникает негативное изображение окна с темными стеклами и светлым переплетом рамы. Это будет ахроматический отрицательный последовательный образ.
Длительно работая с цветом, необходимо время от времени давать отдых глазу, отвлекаясь на несколько секунд от работы, переводя взгляд на нейтральный фон или даже закрывая глаза. Если во время работы над картиной начинает «пестрить» в глазах, значит, наступило утомление зрения и глазам необходимо дать отдых. В противном случае легко сбиться в цветовых отношениях.