.
Ассортимент выпускаемых современной промышленностью живописных красок чрезвычайно широк, и все же его недостаточно для решения многих изобразительных задач: так, нет среди красок таких, яркость которых равнялась бы яркости светящихся объектов, и нет таких, которые были бы так же темны, как цвет узких, глубоких щелей.
Однако художники воспроизводят и яркий солнечный свет и глубокие тени расщелин. Для этого используют взаимодействие цветов. Один и тот же цвет в различном окружении выглядит поразному: серое пятно на черном фоне кажется светлее такого же точно серого пятна, окруженного белым фоном.
Явление одновременного контраста цветов.
Лимон на фоне белой скатерти кажется темным, а на фоне темного предмета — очень светлым. В окружении более темных цветов все цвета светлеют, а в окружении более светлых — темнеют. Цвета изменяются под влиянием окружающих их или соприкасающихся с ними других цветов. Это явление носит название одновременного контраста цветов.
Когда под влиянием окружающих или соседних цветов изменяется светлота цвета, контраст называют светлотным. Чем больше цвет отличается по светлоте от его цветового окружения, тем в ольшей мере изменяется светлота цвета в сторону посветления или потемнения, независимо от того, ахроматический или хроматический этот цвет и окружающие его цвета.
Наблюдая ахроматические цвета на различных хроматических фонах, легко заметить, что под влиянием цветных фонов эти цвета приобретают хроматическую окрашенность; серое пятно в окружении красных цветов становится зеленоватым, в окружении желтых цветов — синеватым, в окружении зеленых цветов — розоватым. Тот вид контраста, при котором изменяется не светлота цветов, а их цветовой тон либо насыщенность (либо и то и другое одновременно), причем у ахроматических цветов возникает цветной оттенок, называют хроматическим контрастом.
В силу хроматического контраста цвета изменяются так, как если бы к ним оптически подмешивали другие цвета, почти дополнительные к окружающему цветному фону. Так, серый цвет в окружении зеленого фона становится сиренево-розовым. Красный цвет в том же окружении выглядит более насыщенным, а зеленый, но менее насыщенный, чем фон, — ахроматизируется, сереет. Цвета, возникающие в силу хроматического контраста на ахроматических полях, называют цветами одновременного контраста. Они отличаются от дополнительных, но это отличие не так уж велико, и для упрощения вопроса им можно пренебречь, тем более, что на практической работе художника оно не скажется.
Хроматический контраст проявляется наиболее сильно при приблизительном равенстве светлот взаимодействующих цветов. Чтобы уничтожить, нейтрализовать действие хроматического контраста, чтобы цвет в окружении другого цвета не изменялся, надо данному цвету придать оттенок окружающего его фона. Так, зеленовато-серое пятно, находясь на зеленом фоне, выглядит чисто серым и не приобретает розового оттенка, если угадана нужная степень его зеленоватости.
Синие и зеленые цвета контрастно влияют сильнее, чем красные и желтые. Членения зрительного поля служат границами возможного распространения контрастного окрашивания, вызванного соседствующими цветами. Так, если серое поле граничит с зеленым полем и на некотором расстоянии от границы полей по серому полю проведена черта, то розовое окрашивание на сером поле, вызванное контрастным влиянием соседнего зеленого цвета, распространится только до этой черты. Контур снижает действие контраста (чем четче контур цветового пятна, тем слабее влияние окружающего цветового фона на его цвет)
При длительном наблюдении цветов контраст удерживается некоторое время, после чего заметно идет на убыль. При очень продолжительном фиксирований цветов может возникнуть обратное явление: цвета начнут сближаться. Чем больше площадь фона по отношению к площади цветового пятна, тем сильнее контрастное влияние фона на цвет пятна. Каждая точка цветной поверхности, находящейся в окружении других цветов, подвергается влиянию не только со стороны смежных с нею, но и со стороны более удалённых мест окружающего фона. Поэтому однотонно гладкие цветные поверхности, находясь в цветовом окружении, в силу его контрастного влияния кажутся неравномерно цветными. Это — одно из обстоятельств, которое приводит к тому, что на любой цветной поверхности можно усмотреть множество оттенков, заполняющих каждый малый участок поверхности.
Наиболее сильный контраст наблюдается по границам соприкосновения цветовых пятен — по их краям. Если посмотреть на белый куб, одна сторона которого равномерно освещена, а другая — равномерно затемнена, то можно заметить, что освещенная сторона куба на грани с затененной выглядит более светлой, а затененная сторона у грани с освещенной выглядит более темной. Такая форма контраста, наблюдаемого по краям цветовых пятен, носит название краевого контраста. Касания цветов, то есть цветовые отношения по граням соприкосновения цветовых пятен, тесно связаны как раз с краевым контрастом