Главная
  • Тендеры
  • Ремонт в Москве
  • Ремонт кухни
  • Ремонт ванной
  • Вопрос-ответ
  • Сметы
  • Форумы
  • Статьи

Ремонт в регионах

Москва 2,024
Московская обл 828
Санкт Петербург 245
Краснодар 103
Екатеринбург 76
Нижний Новгород 76
Самара 56
Ростов на Дону 48
Красноярск 47
Челябинск 44
Все регионы
 
  1. Главная
  2. Обустройство
  3. Архитектура эпохи Возрождения
  4. Капитель колонны

Что такое капитель колоны?

КАПИТЕЛЬ

верхняя часть колонны или столба, принимающая непосредственно на себя нагрузку вышележащих архитравов или арок и обычно богато украшенная орнаментацией. К. является одной из деталей, наиболее ярко характеризующих архитектурный стиль здания. Происходит от латинского слова caput (capitis) — голова, верхняя или главная часть чего-либо.

Происхождение капители чисто конструктивное. Для поддержания балок под деревянные стойки обычно подкладывали камень, чтобы воспрепятствовать стойкам углубляться в грунт; отсюда произошла база колонны. Наверху же, между стойкой и балкой, вставляли (под балку) небольшой отрезок бревна или массивную деревянную доску с целью предохранения стойки от загнивания в месте соприкосновения ее с балкой и обеспечения балке более широкой плоскости опоры.

Декоративное украшение капители было первоначально исключительно растительного характера и могло происходить от обычая обвязывать верхнюю часть столба цветами или листьями в виде букета. На это указывают формы наиболее древних египетских капителей, на которых в камне изображались стебли лотоса и пальм вокруг центрального столба, иногда — отдельные цветы, бутоны и даже жгуты, обвязывающие стебли растений.

Над капителей у египтян обязательно была положена небольшая каменная плита, перешедшая в абаку. В Месопотамии капитель, на которую опирались взаимно перпендикулярно одна к другой деревянные балки, устраивалась раздвоенной. Две ветви обрабатывались в виде передних частей быков, львов или коней, сливавшихся над колонной. Между шеями животных проходила одна балка, другая же опиралась на нее и головы животных. Капители подобного типа, но с более простой отделкой, встречаются в сохранившихся до настоящего времени древних сооружениях Кавказа, Средней Азии, Ирана, Турции и др.

фото капитель

Впервые форма капители была доведена до высокого совершенства и объединена с общим стилем сооружений в античной Греции. С четкостью выражения конструктивной идеи, свойственной античному греческому искусству, она была отделена от колонны и сама получила четкое членение.

Сообразно трем греческим стилям — дорическому, ионическому и коринфскому — имели различную форму (рис. 1). Наиболее простой дорический стиль (рис. 2) имела капитель из трех основных частей:

  • верхней — квадратной абаки или плиты, на которой лежал архитрав;
  • абаку поддерживал эхин — род круглой подушки с более или менее изогнутым профилем;
  • ниже помещалась шейка, или перехват, различного профиля.

Капитель отделялась от колонны глубоким прорезом под шейкой. Ионического стиля имела, как и дорическая, шейку и эхин; между эхином и абакой вставлялось нечто вроде гибкой пластины, свешивавшейся с эхина и сворачивавшейся по его бокам валиками.

различные формы капители

На передней и задней сторонах торцы валиков обрабатывались спиралями — волютами. Абака делалась тоньше дорической и обрабатывалась профилем. Капитель коринфского стиля была выше предыдущих в два раза и имела вид корзины, обернутой двумя рядами листьев аканта. Из листьев выступали стебли аканта, оканчивавшиеся под самой абакой завитками волют более тонкой и более изысканной формы, чем в предыдущих стилей Римские зодчие, стремясь упростить и стандартизировать архитектурную декорацию, вырастали вместо стилей архитектурные ордера, в которых приняты три греческих стиля с добавлением к ним простого — тосканского или более богатого (сложного) — композита.

дорический стиль колонны

Пять ордеров получили некоторые упрощения в своей форме, которая строилась по определенным канонам. При последующем развитии архитектурных стилей была использована главным образом форма римско-коринфской - то с сильным упрощением ее о с добавлением к ней деталей других ордеров.

Одной из особенностей капители раннего средневековья были импосты — надставки над ней в виде опрокинутой усеченной пирамиды с большей площадью основания, чем абака. Это вызывалось необходимостью поддерживать уже не архитрав, а пяты двух или трех опирающихся на колонну арок, более широких, чем абака.

Орнаментация капителей византийских, романских и готических более разнообразна, но почти всегда грубее античных. В нее кроме растительных мотивов вводятся фигуры животных, человека, фантастических существ, причем в одном и том же сооружении  обычно различны по своим деталям.

На парных колоннах капители сливаются вместе, на пучках колонн они обвивают весь пучок, теряя характер и переходя в тягу. В восточных стилях капитель очень тонких колонок сильно расширяются кверху и украшаются «сталактитами».

В стилях русского зодчества капитель или отсутствует или заменяется профилями тяги, опоясывающей колонну. Только в конце 17 в. появляются капители, заимствованные с запада и ближе полходящие к коринфской, но в очень упрощенной и грубой трактовке.

В стилях Ренессан капители  имели очень разнообразные детали, варьировавшие сначала римско-коринфского стиля, а затем и других. Зодчими Ренсанса была проработана теория ордеров, получившая свое окончательное формальное цифровое выражение. На форме капители это отразилось главным образом в большей их орнаментации Эти формы в основном сохраняются.

Попытки в Италии и северо-западной  Европе в стиле барокко внести изменения основной формы остались без подражания. При возврате к классике в конце 18 в. возобновилось увлечешь античных римских форм; в стиле Империи в его строгих по характеру постройках повторяются формы  античной Греции, особенно   дорической.

В современных конструкция капитель теряет свое конструктивное значение или упраздняется совсем или приобретает очень разнообразные формы. В архитектуре метре очень удачно использованы раструбы капители для помещения в них источников света.


Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.
Переключить на простой текстовый редактор
Более подробная информация о текстовых форматах
CAPTCHA
Вы не робот?
Fill in the blank.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Условиями


ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ


столярные тиски плоскогубцы



Интерьер холостяка



Идей для дизайна кухни



Африканский стиль



Системы вентиляции



Выравнивание плитки



Дизайнер интерьера



Отверстие в стекле



Завараживающие проекты шале


Бесплатная реклама

Необходима регистрация






Вход на сайт

  • Забыли пароль?

Поиск по сайту

Разделы

Города - регионы
Советы
СНиПы
Законы
 

Сообщество

Заказчики
Мастера-Бригады
Фирмы подрядчики
Поставщики-продавцы

База знаний

Строительные материалы
Обустройство
Строительство
Обзоры TV
Переделки от КВ
Энциклопедия ремонта

 

Информация

Политика обработки персональных данных
О сайте
Реклама
Обратная связь

Контакты

109004 Москва
Земляной вал 64 с 2
+7 (499) 705-24-86
d_m@masterovoi.ru

Дзен канал Домашний мастеровой    

 

Рейтинг@Mail.ru

 

    
Copyright © 2002-2023