.
верхняя часть колонны или столба, принимающая непосредственно на себя нагрузку вышележащих архитравов или арок и обычно богато украшенная орнаментацией. К. является одной из деталей, наиболее ярко характеризующих архитектурный стиль здания. Происходит от латинского слова caput (capitis) — голова, верхняя или главная часть чего-либо.
Происхождение капители чисто конструктивное. Для поддержания балок под деревянные стойки обычно подкладывали камень, чтобы воспрепятствовать стойкам углубляться в грунт; отсюда произошла база колонны. Наверху же, между стойкой и балкой, вставляли (под балку) небольшой отрезок бревна или массивную деревянную доску с целью предохранения стойки от загнивания в месте соприкосновения ее с балкой и обеспечения балке более широкой плоскости опоры.
Декоративное украшение капители было первоначально исключительно растительного характера и могло происходить от обычая обвязывать верхнюю часть столба цветами или листьями в виде букета. На это указывают формы наиболее древних египетских капителей, на которых в камне изображались стебли лотоса и пальм вокруг центрального столба, иногда — отдельные цветы, бутоны и даже жгуты, обвязывающие стебли растений.
Над капителей у египтян обязательно была положена небольшая каменная плита, перешедшая в абаку. В Месопотамии капитель, на которую опирались взаимно перпендикулярно одна к другой деревянные балки, устраивалась раздвоенной. Две ветви обрабатывались в виде передних частей быков, львов или коней, сливавшихся над колонной. Между шеями животных проходила одна балка, другая же опиралась на нее и головы животных. Капители подобного типа, но с более простой отделкой, встречаются в сохранившихся до настоящего времени древних сооружениях Кавказа, Средней Азии, Ирана, Турции и др.
Впервые форма капители была доведена до высокого совершенства и объединена с общим стилем сооружений в античной Греции. С четкостью выражения конструктивной идеи, свойственной античному греческому искусству, она была отделена от колонны и сама получила четкое членение.
Сообразно трем греческим стилям — дорическому, ионическому и коринфскому — имели различную форму (рис. 1). Наиболее простой дорический стиль (рис. 2) имела капитель из трех основных частей:
Капитель отделялась от колонны глубоким прорезом под шейкой. Ионического стиля имела, как и дорическая, шейку и эхин; между эхином и абакой вставлялось нечто вроде гибкой пластины, свешивавшейся с эхина и сворачивавшейся по его бокам валиками.
На передней и задней сторонах торцы валиков обрабатывались спиралями — волютами. Абака делалась тоньше дорической и обрабатывалась профилем. Капитель коринфского стиля была выше предыдущих в два раза и имела вид корзины, обернутой двумя рядами листьев аканта. Из листьев выступали стебли аканта, оканчивавшиеся под самой абакой завитками волют более тонкой и более изысканной формы, чем в предыдущих стилей Римские зодчие, стремясь упростить и стандартизировать архитектурную декорацию, вырастали вместо стилей архитектурные ордера, в которых приняты три греческих стиля с добавлением к ним простого — тосканского или более богатого (сложного) — композита.
Пять ордеров получили некоторые упрощения в своей форме, которая строилась по определенным канонам. При последующем развитии архитектурных стилей была использована главным образом форма римско-коринфской - то с сильным упрощением ее о с добавлением к ней деталей других ордеров.
Одной из особенностей капители раннего средневековья были импосты — надставки над ней в виде опрокинутой усеченной пирамиды с большей площадью основания, чем абака. Это вызывалось необходимостью поддерживать уже не архитрав, а пяты двух или трех опирающихся на колонну арок, более широких, чем абака.
Орнаментация капителей византийских, романских и готических более разнообразна, но почти всегда грубее античных. В нее кроме растительных мотивов вводятся фигуры животных, человека, фантастических существ, причем в одном и том же сооружении обычно различны по своим деталям.
На парных колоннах капители сливаются вместе, на пучках колонн они обвивают весь пучок, теряя характер и переходя в тягу. В восточных стилях капитель очень тонких колонок сильно расширяются кверху и украшаются «сталактитами».
В стилях русского зодчества капитель или отсутствует или заменяется профилями тяги, опоясывающей колонну. Только в конце 17 в. появляются капители, заимствованные с запада и ближе полходящие к коринфской, но в очень упрощенной и грубой трактовке.
В стилях Ренессан капители имели очень разнообразные детали, варьировавшие сначала римско-коринфского стиля, а затем и других. Зодчими Ренсанса была проработана теория ордеров, получившая свое окончательное формальное цифровое выражение. На форме капители это отразилось главным образом в большей их орнаментации Эти формы в основном сохраняются.
Попытки в Италии и северо-западной Европе в стиле барокко внести изменения основной формы остались без подражания. При возврате к классике в конце 18 в. возобновилось увлечешь античных римских форм; в стиле Империи в его строгих по характеру постройках повторяются формы античной Греции, особенно дорической.
В современных конструкция капитель теряет свое конструктивное значение или упраздняется совсем или приобретает очень разнообразные формы. В архитектуре метре очень удачно использованы раструбы капители для помещения в них источников света.