.
Стальные канаты являются основной частью многих грузоподъемных и транспортных механизмов и устройств, применяемых на монтажных работах
Стальные канаты изготовляют из светлой (неоцинкованной) или оцинкованной проволоки из высокопрочной тигельной стали.
Для монтажа стальных конструкций чаще применяют канаты из светлой проволоки с временным сопротивлением от 120 до 220 кг/мм2.
Пряди каната (троса), в каждую из которых входит 19, 37 или 61 проволока, свивают вокруг органического сердечника из пеньки. Канаты, составленные из большего числа тонких проволочек, более гибки и, следовательно, более удобны для монтажных работ.
На монтаже применяют шестипрядные канаты крестовой правой и левой свивки.
Если канаты не подвергаются изгибу (ванты, расчалки), то применяют канаты конструкции 6 .19=114 проволок или 6.37 = 222 проволоки. Канаты, подвергаемые растяжению и перегибам вокруг роликов и барабанов лебедок, берутся конструкции 6 . 37 = 222 проволоки.
Для стропов, где требуются гибкие канаты, применяют тросы конструкции 6 _61 = 366 проволок.
Условное обозначение троса 6 . 37 = 222 проволоки, с точечным касанием проволок в прядях, диаметром 11 мм, нераскручивающегося, из проволоки с расчетным пределом прочности 180 кг/мм2, марки 1, светлого, правой крестовой свивки будет: канат 11-H-180-1.
Условное обозначение троса 6 . 61=366 проволок, с точечным касанием проволок в прядях, диаметром 19,5 мм, нераскручивающегося, из проволок с расчетным пределом прочности 160 кг/мм2, марки В, светлого, правой крестовой свивки будет: канат 19,5-Н-160-В. На канат допускают усилие, получаемое делением разного усилия на коэффициент запаса прочности.
Запас прочности принимается:
Для предохранения стальных канатов от преждевременвого износа и порчи надо соблюдать правила пользования ими. Резкие перегибы и петли разрушают канат; при размотке нельзя допускать петлеобразных заломов и так называемых «жучков». Канаты следует наматывать на барабаны, диаметр которых не менее 15—20 диаметров каната.
При длительном хранении канаты смазывают, навивают на катушки и помещают в закрытое сухое помещение.
Для счаливания (соединения) тросов применяют сжимы. Хомут сжима надо располагать со стороны короткого конца каната.
Чтобы достигнуть нужной прочности соединения, сжимы должны обжать канат на 1/3 его диаметра.
Стальные канаты под влиянием нагрузки вытягиваются в длину, а диаметр их уменьшается. В связи с этим сжимы могут ослабнуть, и крепление каната становится ненадежным. Для устранения расстройства соединения сжимы надо проверять и подтягивать. Во избежание аварии нельзя стыковать канаты «на прямую», без коушей или узлов.
Рис.1. Узлы стальных канатов
а — прямой; б — штыковой; в — петля на коушах; г — полуштыковой; д — удав или восьмерка; е — мертвая петля; ж — закладная петля; з — двойная восьмерка; и — петля на крюке
Для сращивания канатов применяют различные способы: прямой узел, петлю на коушах
Для образования петель с целью закрепления конца троса и крепления к тросу серег, крюков прибегают к штыковому узлу и полуштыковому, петле с коушем; для строповки поднимаемого груза устраивают удавку или «восьмерку» (для строповки нетяжелых элементов), «мертвую петлю» из универсального стропа, закладную «мертвую петлю» и др.; для закрепления стропа на крюке — простую петлю, закидную петлю из универсального стропа, перекрестную петлю и др.
Рис. 2. Конструкция стропа а — облегченного с петлей и крюком; б — универсального
Для подъема монтажных элементов применяют стропы из стальных мягких тросов, лучше всего конструкции 6 -61=366.
Наиболее распространены универсальные стропы из троса, сращенного в кольцевую, и облегченный строп с одной или с несколькими ветвями.
Длина и диаметр троса для универсального стропа подбираются в зависимости от поднимаемой конструкции и ее веса.
Каждый строп должен быть испытан нагрузкой, равной двойному весу груза, допускаемому для этого стропа. Стропы надо ежедневно осматривать и негодные отбраковывать.
Рис. 3. Определение усилий в стропе в зависимости от угла наклона ветвей
При одном и том же грузе ветви стропа могут нагружаться различно, в зависимости от угла их наклона. На рис. приведены значения коэффициентов для определения усилий в ветвях стропа при разных углах наклона. Чтобы узнать усилие в ветви стропа, надо вес поднимаемого груза умножить на коэффициент, соответствующий наклону стропа
Фаркопфы стяжные применяют для натяжения вант и растяжек, для смещения и отклонения элементов при выверке и для постоянных растяжек.
Фаркопфы могут быть изготовлены в мастерских монтажного участка.
Рис. 2. Монтажный фаркопф
Размеры фаркопфов в мм, рассчитанных на усилие 3; 5 и 8 т
Q в m |
a
|
b
|
c
|
d
|
d1
|
f
|
D
|
D1
|
k
|
m
|
l
|
L
|
3 | 80 | 40 | 10 | 34 | 27 | 80 | 40 | 120 | 60 | 27 | 325 | 620 |
5 | 90 | 60 | 12 | 45 | 36 | 90 | 45 | 135 | 80 | 36 | 350 | 660 |
8 | 100 | 80 | 14 | 56 | 45 | 100 | 50 | 160 | 100 | 45 | 425 | 800 |
Выбор труб для изготовления мачт трубчатых конструкций производится по табл. Мачты могут иметь шарнирную пяту, и в этом случае допускается отклонение мачты от вертикали на 10°. Мачта закрепляется не менее чем четырьмя вантами.
Выбор труб для монтажных мачт
грузоподъемность в m | Трубы для мачт высотой в м | ||||
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | |
3 | 159/6 | 159/6 | 273/8 | 326/8 | 426/8 |
5 | 219/8 | 219/8 | 273/8 | 326/8 | 426/8 |
10 | 219/8 | 219/8 | 273/8 | 326/8 | 426/8 |
15 | 273/8 | 273/8 | 325/8 | 377/10 | 426/10 |
20 | 273/8 | 273/10 | 325/8 | 426/10 | 426/12 |
На монтаже стальных конструкций применяют краны автомобильные на гусеничном ходу и железнодорожные.