.
Кабельные краны, или краны с подвесным, несущим тележку канатом, применяются в тех случаях, когда конструкция моста благодаря очень большому пролету получилась бы слишком тяжелой, и стоила бы слишком дорого. Кабельные краны строят пролетом до 500 м и для подъема грузов до 6 т; они имеют 2 опоры (в виде башни или в виде ферм-стоек), несущий канат, подъемный грузовой канат, тяговой канат для передвижения тележки.
В отношении общей конструкции различают:
По способу управления различают:
Конструкция кабельного крана представляет собой однопролетную канатную дорогу, по которой на несущем канате перемещается грузовая тележка. Башни, сделанные в виде решетчатых ферм, служат для закрепления на них концов несущего каната и имеют наверху площадки для обслуживающего персонала.
Несущий канат, натянутый между опорами, либо закрепляется наглухо либо натягивается соответствующими противовесами, а иногда качающейся опорой. Устройство механизма кабельного крана с управлением на расстоянии подобно мостовому крану, у которого все механизмы установлены на ферме моста. При помощи тягового каната перемещается тележка, а при помощи грузового поднимается и опускается груз.
Преимуществом этого типа является незначительный вес тележки, недостатком — затруднительное сообщение с машинистом (телефон и т. д.). В кабельных кранах с кабиной машиниста на тележке механизмы подъема и движения полностью помещены в тележке. Передвижение тележки осуществляется с помощью каната, натянутого между башнями и в несколько оборотов навитого на барабан.
Питание током осуществляется от троллей. Преимущества этого типа:
Кабельные краны с раздельной передачей устроены следующим образом: мотор, служащий одновременно для подъема и для передвижения тележки, вместе с первой передачей, главным тормозом и выключателями расположен в одной из башен, а остальные части механизмов находятся в тележке.
Передача движения производится специальным бесконечным трансмиссионным канатом. Машинист находится в тележке. Таким образом этот тип, хотя и более сложный в управлении, все же соединяет в себе достоинства кабельных кранов второго типа, значительно уменьшая его недостатки за счет уменьшения веса тележки.
Для уменьшения провисания тягового каната наиболее совершенным приспособлением является рейтер, двигающийся вместе с тележкой. В качестве несущего каната применяются сомкнутые канаты из фасонной проволоки без пеньковой сердцевины с гладкой поверхностью.
Стрела провеса каната f определяется по следующей приближенной формуле (рис. 7):
f= 1/ 4Z( Q+ql /2)
где l — пролет в м, q — вес 1 п. м каната в кг, Q — вес тележки с грузом в кг, f — стрела провеса в м, Z — сила натяжения каната в кг.
Обычно допускают f = 1/25 х l
В зависимости от режима работы кабельные краны разделяются на три группы.
Конструкции кранов проектируются и изготовляются для всех трех групп с учетом особенности работы каждой группы, а поэтому надлежит обязательно указывать в заказах, для какой работы предназначается кран.