.
Методы руководства обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условиях, но эти условия не остаются неизменными.Для разных ситуаций нужны разные стили управления и организаци строительных и ремонтных работ.
В основе выделения стилей и методов руководства лежит различное распределение полномочий по принятию решений между руководителем и подчиненными.
Стиль управления характеризует не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, постоянно проявляющееся в различных ситуациях.
Метод руководства - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными. Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения.
Важнейшим общим основанием выделения этих стилей послужил характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.
Критерий | Авторитарный | Демократический | Попустительский |
Постановка целей | Цели ставит руководитель | Цели - результат группового решения при поддержке руководителя | Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя |
Распределение заданий | Все задания дает руководитель, причем cотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз | Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание | Руководитель предоставляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию |
Оценка работы | Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует | Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе | Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка работы отсутствуют |
Трудовая атмосфера | Высокая напряженность, враждебность | Свободная, дружеская атмосфера | Атмосфера произвола отдельных сотрудников |
Групповая сплоченность | Покорное, беспрекословное повиновение | Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть | Низкая групповая сплоченность |
Интерес к выполняемым заданиям | Низкий | Высокий | Минимальный |
Интенсивность качество работы | Высокая Интенсивность | Высокая оригинальность результатов | - |
Готовность к работе | При отсутствии руководителя перерыв в работе | При отсутствии руководителя продолжение работы | Перерывы в работе по желанию |
Мотивация труда | Минимальная | Высокая мотивация каждого работника и группы в целом | Минимальная |
Конечно, эти признаки не абсолютно прочно "закреплены" за соответствующими стилями. Внешне руководитель может показывать расположение к людям, проявлять живой интерес к их предложениям, скрывая за вежливыми манерами и постоянной улыбкой равнодушие и авторитарность.
В авторитарно руководимых группах производительность немного выше, чем в демократических коллективах. Однако при отсутствии или смене руководства она падает, а нередко прерывается и сам трудовой процесс.
Методы руководства обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условиях, но эти условия не остаются неизменными.
Например в начале работ, когда необходимо учесть множество факторов, вариантов и выработать порой непростое решение предпочтительнее демократический стиль. Когда работы на объекте уже пошли вот тут авторитарный стиль управления используется гораздо чаще и дает эффект. Даже при аккордной форме работы бывает часто необходимо применить власть.
Наличие этих двух методов в деятельности руководителя обязательно. Если у Вас преобладают черты какого либо одного стиля, подберите себе зама, прораба или бригадира с чертами противоположного стиля. Власть и демократия, строгость и доброжелательность составят хороший тандем в управлении коллективом, уравновесят конфликтные ситуации, снизят остроту взаимоотношений в компании.
С течением времени и сотрудники, и руководитель могут менять свои ожидания и отношения друг к другу, что может сделать стиль неэффективным, а оценку его использования - недостоверной.
Например Ваш заместитель или прораб хорошо работал, выполнял трудные
и ответственные задания.
Вы постепенно прониклись к нему доверием и
стали поручать еще и "деликатные" дела. Часто бывает, что люди не выдерживают
такого доверия и постепенно начинают считать себя незаменимыми и самыми
главными, начинают думать, что они самые главные в ВАШЕМ бизнесе.
Постепенно такое состояние перерастает в конфликт и неподчинение. Вот в такой момент Вам опять придется пересмотреть свой стиль управления и если не удастся его скорректировать, то надо будет заменить не подходящих под Ваш стиль и метод и значит мешающих сотрудников.
Несмотря на эти и некоторые другие трудности, методика руководства являются важным ориентиром в решении задач повышения эффективности организации и руководства в ремонте и строительстве.Для разных ситуаций нужны разные стили. Основным критерием правильности Вашего поведения являются стабильная прибыль и низкая текучесть кадров.