.
Приспособление зрительного аппарата к той или иной освещенности называется адаптацией. При адаптировании к слабому освещению видимая нами светлота всех предметов (кроме очень черных) повышается; при этом — чем светлее предмет, тем больше повышается его видимая светлота.
При адаптировании к очень сильной освещенности все предметы темнеют; при этом, чем темнее сам по себе предмет, тем сильнее он темнеет. Следовательно, в результате адаптации глаза к темноте или к свету чувствительность нашего глаза то возрастает, то понижается.
Понижение чувствительности глаза к световому раздражению относится не только к серым, т. е. ахроматическим, но также и к хроматическим цветам. Это явление носит название цветового утомления или адаптации к определенному цвету.
Положите перед собой кусок ярко красной материи, половину ее прикройте черной и смотрите пристально в течение 15—20 сек. в одну точку на их границах.
Затем быстро уберите черный кусок, продолжая смотреть, не отрываясь на то же место. Вы увидите, что та часть красной материи, которая была прикрыта до этого черной, покажется значительно насыщеннее и ярче, чем та часть, на которую вы смотрели и которая уже действовала на глаз в течение этого времени.
Следовательно, достаточно действия цветового раздражителя на наш глаз в течение нескольких секунд, чтобы чувствительность глаза к этому цвету понизилась, а цвет от этого потускнел. Цветовое утомление бывает тем сильнее, чем ярче и насыщеннее действующий на нас цвет.
Однако такое действие в большой степени зависит и от того, каков его цветовой тон. Одни цвета больше утомляют глаз, другие — меньше.
Так, из опыта установлено, что наиболее утомляющим цветом оказывается фиолетовый, менее утомляющим — зеленый. Красный цвет занимает промежуточное положение.
Итак, мы можем сделать следующий вывод: если продолжительное время смотреть на какой-либо хроматический цвет, то насыщенность его заметно уменьшается; если смотреть на белый, цвет — он темнеет; если на черный — он светлеет.