.
Наряду с различными основными свойствами цвета, рассмотренными нами выше (цветовой тон, насыщенность, светлота), не менее интересно явление так называемых «выступающих» и «отступающих» цветов.
Помещенные на одной и той же плоскости цвета могут казаться то более близкими, то более удаленными от нас. Пользуясь этим замечательным свойством, художник-живописец может передать посредством соответственно подобранной гаммы цветов пространственную глубину картины, усилить впечатление перспективы, дать представление объема, рельефа и т. д., или, наоборот, сделать картину плоскостной.
Это свойство использует не только художник-живописец, но и художник, работающий в области театрально-декорационного, декоративно-прикладного искусства, а также художественной промышленности. Так, например, текстильщик (художник, колорист, дессинатор) может передать и усилить объемность и рельефность орнамента, отдельных форм и элементов композиции на ткани, дать силуэт более четким, учитывая описанные выше свойства цвета.
Он может сделать одни части рисунка более заметными, другие менее заметными, т. е. выделить из второстепенного глазное. Так, например, из практики известно, что для того, чтобы выделить и сделать рельефным на синем фоне ткани задуманный узор или орнамент, их окрашивают почти всегда в «теплые», наиболее яркие цветовые тона — красный, оранжевый, желтый.
Рисунок будет выглядеть живым, выпуклым. Напротив, если на синем фоне дать в рисунке «холодные» краски — голубые, голубовато-зеленые (тем более, если они не очень светлые), сине-фиолетовые, то они пропадут на этом фоне, «провалятся». «Холодные» цвета на синем фоне выделяться не будут; рисунок станет невыразительным, плоским, мертвым.
Рассматривая издали табл. 23 и 24, мы увидим, что все цвета действительно производят впечатление неодинаково удаленных от нас - одни из них как бы выступают вперед, другие уходят назад, создавая различные планы (первый, второй, третий и т; Д.), несмотря на то что они все на самом деле лежат на одной плоскости. В то же время одни из них кажутся более выпуклыми, рельефными, другие — плоскими, как бы проваливающимися.
Практический опыт в отношении данного явления подтверждает, что для большинства людей «выступающими» цветами», приближенными к нам, являются теплые: желтый, оранжевый, красный, пурпуровый и все их промежуточные оттенки. Наоборот, голубые, синие, фиолетовые и их оттенки — отступают, уходят назад, удаляются. Конечно, решающее значение здесь имеет светлота.
Чистозеленый цвет нельзя отнести ни к «выступающему», ни к «отступающему», он занимает промежуточное положение. Тем не менее зеленые цвета по отношению к голубым выступают вперед.
Прилагаемые табл. 23 и 24 дают возможность убедиться в большом практическом значении пространственных свойств цвета.