.
При цветном освещении ахроматические тела приобретают оттенок освещения; хроматические изменяют свой цвет следующим образом: одинакового тона с освещением становятся более насыщенными, противоположного тона — сильно темнеют и теряют насыщенность, иных тонов — меняют свой цвет и приближаются к цветовому тону освещения, темнея при этом.
В обычных условиях не наблюдается резкого изменения цветов от цветного освещения. Так белые тела при освещении электрическими лампами накаливания, отражая оранжевый свет, продолжают восприниматься белыми, желтые же тела воспринимаются менее насыщенными желтыми. Цвета, близкие по тону к освещению, выбеливаются.
При электрическом свете ламп накаливания красные цвета светлеют и становятся насыщеннее; оранжевые цвета светлеют и краснеют; светложелтые цвета светлеют и становятся трудно отличимыми от белых; голубые цвета несколько темнеют, иногда бывают неотличимы от голубо-зеленых; синие цвета темнеют и теряют насыщенность; темносиние становятся неотличимыми от черных (некоторые синие краснеют); фиолетовые цвета краснеют и иногда бывают неотличимы от пурпурных.
При освещении слепящей яркости все цвета выбеливаются. Цвета изменяются при наблюдении с больших расстояний: синие, фиолетовые и пурпурные — темнеют, при этом синие теряют насыщенность; оранжевые и хорошо освещенные желтые — краснеют; зеленые — голубеют.
Наиболее заметны на расстоянии черные объекты на желтом фоне, затем зеленые на черном и зеленые на белом. Менее заметны красные на белом и синие на белом. Еще менее заметны белые на синем и черные на белом.
Взаимодействие одновременно наблюдаемых цветов, так называемый одновременный контраст цветов, в основном проявляется в следующем.
Более темный цвет, будучи окружен более светлым или соприкасаясь с более светлым, выглядит еще более темным, а более светлый в окружении более темного — еще более светлым.
Хроматический (а также ахроматический) цвет пол воздействием другого хроматического цвета изменяется так, как если бы к нему оптически был примешан цвет, близкий к дополнительному от воздействующего цвета. Вследствие этого при сопоставлении цветов взаимно дополнительные усиливаются по насыщенности; все прочие изменяют свой оттенок. Особенно сильно проявляется это по граням соприкосновения цветовых пятен (краевой контраст).
Одновременный хроматический контраст (связанный с изменением цветового тона или насыщенности или того и другого единовременно) проявляется наиболее сильно, когда взаимодействующие цвета близки друг к другу по светлоте.
Контуры, разделяющие контрастирующие пятна, препятствуют взаимодействию их цветов. Членения цветовых полей ограничивают распространение контрастного действия соседних цветов.
Контраст повышает порог различения, в силу чего мелкие цветовые переходы на каком-либо объекте (например, светотеневые градации на скульптуре) перестают восприниматься, когда объект окружен резко отличным по светлоте фоном (рельеф формы объекта а таком случае воспринимается хуже).
Изменение цветов в результате предварительного действия на глаз каких-то иных цветовых раздражителей, так называемый последовательный контраст цветов, в основном проявляется в следующем: после наблюдения какого-либо хроматического цвета все цвета выглядят так, как будто к ним оптически подмешали цвет, близкий к дополнительному от предварительно наблюдавшегося цвета. В силу этого после наблюдения, например, зеленого цвета все цвета розовеют: следовательно, красные усиливаются по насыщенности, желтые - оранжевеют, желто-зеленые выглядят еще более желтоватыми; зеленые теряют насыщенность.
Располагая десятью наиболее дешевыми, недефицитными и устойчивыми пигментами — бордо, ультрамарин, ганза желтая, охра золотистая, марс желтый светлый, охра жженая, сурик железный, феодосийская коричневая, мел (известь или белила), перекись марганца, можно получить несколько сот колеров, охватывающих почти всю гамму возможных оттенков, что совершенно достаточно для практических целей (дорогой пигмент — ганза желтая обладает высокой красочной способностью и требуется в малых количествах)