.
Использование бонсай в дизайне интерьера квартиры позволяет придать ей действительно восточный, в частности японский, дух, создаёт особую атмосферу и благоприятно действует на всех людей, живущих в так оформленном помещении.
Многообразие существующих возможностей позволяет Вам оформить Вашу квартиру так, как нравится именно Вам. И вполне может быть, что Вы выберите этнический стиль дизайна интерьера, в частности, японский стиль. Конечно, профессиональный дизайнер поможет Вам разработать полностью вид Вашей квартиры, Вам же самому остаётся проработать детали, которые придадут интерьеру Ваши индивидуальные черты. В частности, если для Вас нет ничего интереснее, чем всё свободное время возиться с цветами, то Вам стоит подумать о том, чтобы разместить у себя дома бонсай.
Бонсай, в переводе с японского, означает "дерево в горшке" или "растущий на подносе". Это искусство передачи красоты и полноты природы и окружающего мира посредством одного небольшого его фрагмента, точнее, карликового дерева. "Через великое видеть малое" - принцип, которым руководствуются и любители бонсай в том числе.
История бонсай уходит своими корнями в глубокую древность. Родиной этого искусства считается традиционно Китай. Первые из сохранившихся до наших дней изображений миниатюрных деревьев и целых садов из них относятся к правлению династии Хань, т.е., примерно к 200 г. до н.э. Как развивался бонсай в Китае, доподлинно неизвестно, ибо настоящее признание и развитие он получил только в Японии, куда попал одновременно и вместе с дзэн-буддизмом, в так называемый период позднего Камакура (1249-1382гг). На свитках этого времени есть картины, которые можно воспринимать как ранний бонсай. Это искусство с самого начала стало уделом богатых людей. Вместе с тем, традиционное восточное отношение к любому делу позволило выработать огромное число правил и канонов, которым надо неуклонно следовать. Конечно, для современного человека они могут показаться и странными, и, местами, слишком нудными, но, как и любое искусство, бонсай требует внимательного к себе отношения, почтения, тщательности и художественного восприятия мира.
Постепенно из простого выращивания карликовых растений в небольших плошках, каким бонсай был первоначально, после периода восхищения деревьями-уродцами, с искривлёнными стволами и изогнутыми ветками, развилось многогранное искусство, каким мы его знаем сейчас. Произошло это в XIX веке, а Запад познакомился с ним только в XX. Согласитесь, мы многое что потеряли. И пусть даже наш менталитет далеко не всем позволит самостоятельно вырастить бонсай, но уж восхищаться им нам никто помешать не в силах.
Существует очень много стилей бонсай. Мы приводим Вам некоторые описания. Названия даны на двух языках, однако надо учитывать, что в переводе на русский язык существует определённая вариативность.
CHOKKAN "Классический прямой стиль". Растение характеризуется идеально прямым стволом конической формы. Ветви должны быть расположены симметрично и отходить от ствола горизонтально, верхние ветви короче и тоньше нижних, причём нижние могут немного изгибаться вниз. Это самый простой стиль, именно так растёт дерево при отсутствии неблагоприятных внешних воздействий. Он подходит для ели, лиственницы, можжевельника и других.
SHAKAN "Наклонённое дерево". В данном стиле ствол дерева наклонён на угол от 70 до 90 градусов (такого эффекта можно добиться, например, под влиянием сильных однонаправленных ветров). Чаще всего с внутренней стороны растения (той, куда оно наклонено) ветви короче, чем с внешней, за счёт чего создаётся иллюзия равновесия. То же самое относится и к корням. Этот стиль может быть реализован на очень большом количестве видов.
SOJU "Два ствола". Из одного корня вырастают два ствола. Чаще всего они разного диаметра и высоты, один значительно доминирует над другим. Кроме того, существует стиль-подвид, когда стволы идентичны (SOKAN "Стволы близнецы"). Такой стиль подходит практически для всех видов растений.
SHARIMIKI "Пораженный молнией". Стиль отличает полное или частичное отсутствие у растения коры. Достигается это её удалением (в естественных условиях такое бывает после попадания в дерево молнии), после чего вновь открывшийся слой отбеливается. Легче всего этой операции подвергается можжевельник.
YAMAYORI "Рощица". "Рощицу" образует группа деревьев, которые своим расположением создают ощущение перспективы. Могут использоваться как одни и те же растения, так и удачно подобранные разные виды.
KENGAI "Каскад". Стиль подразумевает, что крона дерева расположена ниже контейнера. В природе это может быть, если дерево растёт на обрыве и изгибается, например, под тяжестью собственного веса или навалившегося снега. В принципе, любое дерево стремиться расти вверх, к солнцу, поэтому бонсай стиля "каскад" - чаще всего больные растения. Этот стиль неудобен для деревьев с плохо гнущимся стволом, поэтому оптимально использовать сосны, можжевельник или кизильник.
HAN-KENGAI "Полукаскад". Стиль - почти то же самое, что и "каскад", разница лишь в том, что крона опущена не так сильно, а ствол изогнут скорее не вертикально, а оризонтально, параллельно земле.
MOYOGI "Неправильный прямой стиль". "Неправильность" стиля состоит в том, что ствол дерева, пусть и направленный вверх, имеет форму с несколькими изгибами, самый заметный из которых нижний. Ствол, так же, как и в обычном прямом стиле, имеет коническую форму, ветви расположены симметрично. Подходит практически для всех растений.
*****INAGASHI "Дерево, согнутое ветром". Чем-то этот стиль напоминает стиль "изогнутого дерева", основное отличие в том, что здесь гораздо более ярко выражено смещение кроны в одном направлении.
HOKIDACHI "Метлообразное дерево". Растение дзельква - практически идеальное природное воплощение сего стиля. Прямой, не слишком длинный ствол, все ветви расходятся из одной точки. Крона получается очень плотной и лучше всего при подстригании ей придавать сферическую форму. Помимо самой дзельквы, в бонсай этот стиль можно реализовать, используя другие широколиственные деревья с тонкими ветвями, такие как вяз или граб.
BUJINGI "Элитарный стиль". Другое его название - "литературный стиль" - произошло от определённой манеры иллюстрировать художественные произведения: деревья изображались без нижних ветвей, крона оставлялась только на самом верху дерева, ствол элегантно изгибался. Естественно, что при отсутствии ветвей внизу кора становится очень грубой, что играет свою роль в бонсай. Этот стиль подходит как для широколиственных деревьев, так и для хвойных.
ISHITSUKI "Укоренившийся в камне". Деревья, демонстрируя волю к жизни, растут из трещин в камнях. Соответственно, необходимо правильно подобрать камень, из которого будет расти бонсай, и как можно чаще его поливать, чтобы не допустить засыхания. Лучше использовать те виды растений, которым не требуется много влаги и питательных веществ, например, сосну, клён или рододендрон.
SEKIJOJU "Корни на скале". Чем-то похож на предыдущий стиль, основное отличие в том, что корни в данном случае оплетают скалу, добывая воду и питательные вещества из-под неё. Особое очарование этому стилю придаёт переплетение корней, само по себе являющееся искусством, особенно если учесть, что со временем ствол и корни становятся схожи по внешнему виду. Естественно, что надо использовать виды растений, у которых хорошо развита корневая система, а это клён, сосна или китайский вяз.
IKADABUKI "Плот". Основу стиля составляет упавшее дерево, которое, при определённых обстоятельствах способно давать новые побеги, растущие вверх, при этом изначальный ствол не прячется в землю, а наоборот, на нём акцентируется внимание. Этому стилю подходят все виды растений.
Не рассказывая подробно, можно упомянуть ещё некоторые из существующих стилей: SAMBON-YOSE ("Группа из трех стволов"), GOHON-YOSE ("Группа из пяти стволов"), SABAMIKI ("Ломкое дерево"), KARABUKI ("Створки устричной раковины"), NEAGARI ("Обнаженные корни"), YOSE-UE ("Группа из нескольких стволов"), TSUKAMI-YOSE ("Многоствольное дерево"), NETSUNAGARI ("Извилистые стволы"), KABUDACHI ("Куст") и т.д.
Отличия между ними есть, и хотя иногда кажется, что один стиль явно является подвидом другого, каждый обладает своими уникальными особенностями и своей спецификой, которую необходимо учитывать при реализации. Если Вас это заинтересовало, то Вы сами, на практике, сможете постичь всё то, что мы просто не могли вместить в небольшую статью. В конце концов, искусство - оно на то и искусство, чтобы чем дальше Вы продвигались, тем интереснее бы Вам становилось!