.
Большинство архитектурных сооружений средних веков носило оборонительный характер. Это относится и к замкам феодалов, и к крепостным сооружениям - стенам, опоясывавшим города и монастыри.
В основе каждого средневекового феодального замка - огромная каменная круглая или квадратная башня, которая называется донжон donjon. Это крепость внутри крепости - жилище феодалов и основной оплот защитников крепости. К донжону примыкает укрепленный двор, обнесенный рядом сооружении.
С внешней стороны средневековые замковые постройки окружались неприступной стеной, в которую были врезаны высокие массивные оборонительные башни.
Все части замка строились из камня. Замок располагался обычно на возвышенном месте, вокруг его стен вырывался глубокий ров с перекинутым через него подъемным мостом.
Средневековые города, подобно замкам, замыкались одним или несколькими рядами оборонительных стен с круглыми или прямоугольными башнями. Невозможность расширять территории города приводила к чрезвычайной уплотненности архитектуры городской застройки.
Планировка городов была путаной, улицы узкими и кривыми. Примерно в центре города в пределах несимметричных и небольших площадей сосредотачивались основные общественные здания.
В средневековой архитектуре различают два стиля: романский (VI —XII вв.) и готический (XIII —XV вв.).
Романский стиль средневековой архитектуры отличался массивностью, грузностью своих сооружений, в романском стиле использовались коробовые полуциркульные своды
Готический стиль в архитектуре средних веков характеризовался облегченностью, каркасностью конструкций, преобладанием в сооружениях больших поверхностей стекла и сравнительно ограниченными массивами стен.
В готическом стиле применялись столь характерные для этого стиля стрельчатые, остроконечные своды. Изображая собор, расположенный вдали, нужно обратить особое внимание на его силуэт, определяемый двумя устремленными ввысь башнями главного фасада, на сложное сплетение подпорных арок — аркбутанов и массивных устоев — контрфорсов, огибающих здание с алтарной стороны и со стороны боковых фасадов. Внутри собора — уходящие ввысь мощные «пучковые» колонны, стебли которых переходят на своды, составляя их конструктивный каркас, и огромные яркие, с вкраплениями пурпурно-красного и других цветов витражи с рисунком фигурных оконных переплетов. Цветные пятна от дневного света, проникающего через окна, сочетаются по контрасту с общим сероватым дымчатым тоном каменных стен и колонн.
Воспроизводя средневековую городскую площадь или улицу в архитектуре, надо иметь в виду, что средневековые города были застроены теснящимися друг к другу высокими и узкими по фронту трех-четырехэтажными домами с крутыми двускатными черепичными крышами.