.
Полы щебеночные с пропиткой битумом устраивают из щебня размером 25—75 мм, причем крупность щебня не должна превышать 70% толщины покрытия. Поверхность щебня покрывают клинцом 14—25 мм и каменным отсевом. Щебень укладывают послойно и уплотняют катками весом 50—80 кН, а затем катками весом 100— 120 кН.
Поверхность прекращают уплотнять после того, как не остается следа от прохода катка. Гудронатор пропитывает поверхность пила за три прохода, равномерно разливая битум, нагретый до 150— 170° С. После первого прохода (расход 5—7 л/м2) рассыпают клинеп, после второго (расход 2,5—3 л/м2) —каменную мелочь (отсев) из расчета 0,8—1 м3 на 100 м2 площади. После этого поверхность пола укатывают катками массой 1000—1200 Н.
Полы из асфальтобетона выполняют из жестких смесей, уплотняемых тяжелыми катками, и литых асфальтобетонов, разравниваемых вручную. Литые асфальтобетоны применяют при малых объемах н когда невозможно использовать катки, при температуре воздуха от 5 до 20°С.
Температура асфальта при жесткой консистенции и температуре воздуха на уровне пола более 10° С в начале укладки должна быть 130C, а в конце не менее 100° С; при температуре воздуха от 0 до 10° С, соответственно 140 и 100°С.
Температура литого асфальтобетона должна быть при температуре воздуха более 5°С 160—140°, а от С до —20° С—180—140° С.
Запрещено укладывать жесткий асфальтобетон при температуре ниже 0° С. Жесткие асфальтобетонные смеси вначале уплотняют катками массой 5—8 т, а затем 10—12-тонными катками или вибраторами с электрообогревом и частотой колебаний 2000—3000 в 1 мин, кредпарительно прикатав смесь катками массой 60—80 кг. Уплотнить асфальт прекращают после того, как уплотняющий агрегат после проходки не оставляет следов.
В малодоступных местах уплотнение производят горячими трамбовками. Литые смеси укладывают полосами шириной не более 2 м, ограниченными рейками, которые служит маяками. Толщина слоя литого асфальта не должна превышать 25 мм. Смеси разравнивают правилами по рейкам и уплотняют нитками массой 600—800 Н с подогревом.
Для устройства цементных полов применяют жесткие бетоны и мозаичные составы с осадкой конуса 0 - 2 см, а цементно-песчаные смеси — с осадкой конуса 3—4 см. Марку бетона определяют проектом исходя из того, что она должна быть не меньше 200, а марка цементно-песчаных и мозаичных составов — 150. Бетон и растворы укладывают в пол полосами шириной не более 3,5 м, ограниченными рейками. Уложенный материал выравнивают правилами и уплотняют виброрейками или площадочными вибраторами до тех пор, пока смесь станет неподвижной, а на ее поверхности появится влага.
Уложенный бетон или раствор заглаживают гладилками. Если проектом предусмотрено железнение поверхности с применением цемента, то его выполняют до начала схватывания бетона или раствора, посыпая поверхность сухим просеянным цементом. Мозаичные полы шлифуют специальными машинами после того, как мозаичная смесь достигла прочности, исключающей выкрашивание частиц мрамора.
Асфальтовые полы применяются в помещениях подвалов, а также складских и служебных помещениях.
Достоинства асфальтовых полов — водонепроницаемость, бесшумность, достаточная сопротивляемость истиранию; недостатки — плохой внешний вид, деформативность под влиянием продолжительной нагрузки и трудность соблюдения чистоты.
Асфальтовые полы выполняются ит литого асфальта — смеси асфальтовой мастики и нефтяного битума с минеральными наполнителями (песок, гравий, асбест и т. п.).
Полы из литого асфальта устраивают на бетонном или шлакобетонном основании .
В целях индустриализации асфальтовые полы делаются из плит, изготовляемых на заводах из более качественных материалов с соблюдением технологических правил. В качественном отношении такие плиты превосходят литой асфальт.
Размеры плит выполняются в пределах от 150x150x20 мм до 300x300x30 мм.
Укладку их производят на битумной мастике, а иногда на цементном растворе 1:4 с добавкой извести.
В помещениях, где возможно уплотнение тяжелыми катками или вибраторами, полы могут быть выполнены из асфальтобетона.