.
В живописи пользуются не только механическим смешением красок, но и оптическим смешением цветов.
Если одну часть такого диска окрасить в один цвет, например в красный, а другую часть — в другой, например в желтый, то при быстром его вращении оба цвета сольются в оранжевый. Изучение оптического смешения показало, что ко всякому хроматическому цвету можно подобрать такой второй хроматический цвет, который в смеси с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет.
Такие цвета называются взаимно дополнителъными цветами (если первый дополнителен второму, то второй дополнителен первому). К красному дополнителен зелено-голубой, к оранжевому — голубой, к желтому — синий, к желто-зеленомуму — фиолетовый, к зеленому — пурпурный.
Запомнив несколько пар дополнительных цветов, легко находить остальные пары. Можно прибегнуть к помощи схемы такого цветового круга, в котором дополнительные цвета лежат друг против друга, а красный, желтый, зеленый и синий цвета делят его на четыре равные части. Все пары дополнительных цветов в таком круге будут лежать на концах диаметров.
Допустим, требуется найти дополнительный к голубо-синему цвету. Голубо-синий в цветовом круге лежит между голубым и синим, а ему дополнительный — на противоположном конце диаметра, между оранжевым и желтым. Значит, дополнительным к голубо-синему будет оранжево-желтый.
промежуточных цветовых тонов (желтый и красный дают оранжевый; желтый и зеленый — желто-зеленый; синий и красный — фиолетовый). Цвета всех цветовых тонов можно получить путем оптического смешения всего лишь трех цветов, причем наиболее насыщенные цвета I получаются в тех случаях, когда смешивают киноварно-красный, зеленый голубоватого оттенка (изумрудно-зеленый) и синий (ультрамариновый). Эти три цвета являются основными цветами
смешивая в одном случае спектральный оранжевый со спектральным голубым, а в другом случае — спектральные красный и желтый с тем же спектральным голубым, если только красный и желтый подобраны так, что в смеси дают оранжевый такого же цвета, как в первом случае. Результаты оптического смешения не зависят от того, каков спектральный состав смешиваемых цветов. В этом коренное отличие оптического смешения от смешения красок. Оптическое смешение основано на том, что к одному цветовому возбуждению прибавляются другие: поэтому его называют сяагателъмым. Смешение же красок основано на процессе вычитания световых излучений, т. е. на процессе совершенно отличном.
Если оптически смешивать дополнительные цвета с избытком одного из них (против того количества, которое требуется для получения ахроматического), то получается цвет, преобладающий в смеси, но с пониженной насыщенностью. Например, смесь дополнительных синего и желтого с количественным преобладанием синего будет серовато-синей.
Насыщенность цвета оптической смеси тем меньше, чем менее насыщены смешиваемые цвета, чем больше они отличаются друг от друга по цветовому тону, чем дальше друг от друга они расположены в цветовом круге.
Поверхности, покрытые мелкими мазочками, пятнышками, штрихами различных цветов, с расстояния кажутся однотонно окрашенными: мелкие цветные образы сливаются и образуют общий цвет по законам оптического смешения. Такое оптическое смешение получило наименование пространственного. Оно используется в живописи, на нем основана мозаика.