Производство бетонных работ в зимних условиях

Принимаемые методы бетонирования должны обеспечить твердения бетонной смеси при отрицательных температурах

Зимние бетонные работы охватывают период, когда температуpa воздуха падает ниже 4 - 4°. При зимних работах полезны все меры, которые поведут к скорейшему протеканию процесса схватывания и твердения цемента.

К ним относятся:

  • 1) уменьшение;
  • 2) применение высокосортных цементов или увеличение количества цемента, но не более 350 кг/м3;
  • 3) более длительное перемешивание бетона (до 3 мин.);
  • 4) повышение температуры массы бетона подогревом составных частей, не превышая температуры — воды более 80°, песка 60°, гравия и щебня 40°;
  • 5) выдерживание бетона во влажной теплой среде;
  • 6) добавка ускорителей твердения.

Методы ведения вимних работ выбираются в зависимости от местных условий; они заключаются в следующих мероприятиях:

  • 1) подогрев материалов и укладка на морозе в обычную опалубку с укрытием теплоизолирующими одеждами по верху кладки;
  • 2) то же, но с устройством утепленной опалубки;
  • 3) устройство кратких переносных тепляков и создание в них теплой, насыщенной парами среды с температурой не ниже0°;
  • 4) устройство более солидных, тепляков, если по условиям работы это требуется;
  • 5) пропаривание бетона;
  • 6) электройодогрев бетона.

Накопленная путем прогрева, составных частей сырого бетона теплота должно быть всемерно в нем удержана до укладки на место, для чего необходимо обеспечить быструю доставку, обогревать пути следования и пункты погрузки и выгрузки бетона и прогревать тару и опалубку. Работа в тепляках как над возводимым сооружением, так и над местом приготовления бетона несмотря на невыгоды, связанные с затратой значительного количества топлива и на пожарную опасность, все же применяется часто.

Материалом для тепляков служит дерево или брезент, подбитый войлоком. Температуpa в тепляках поддерживается около 15°. Практика последнего времени выдвинула средства, при помощи которых можно значительно сократить период нарастания прочности бетона, а именно пропаривание и электропрогрев бетона. Основное требование при электропрогреве сводится к тому, чтобы ток возможно равномерно пронизывал всю массу бетона, сообразно чему нужно располагать и включать электроды разных фаз.

Зимние бетонные работы

Существуют следующие виды электродов, применяемых для электропрогрева бетона:

  • 1) Пластинчатые — в виде полосок листового железа толщиной 1—3 мм, площадью 150—300 см2 с припаянными к ним проводами (рис. 44) или с проводом, намотанным на конец гвоздя со свинцовой шайбой, которым электрод укрепляется к опалубке.
  • 2) Стержневые электроды, остающиеся в бетоне, из круглого железа диам. в 8—12 мм, длиной на 15 см более толщины пронизываемого ими бетонного элемента.
  • 3) Струнные или плавающие электроды (рис. 45), у которых одним полюсом служит арматура железобетонной конструкции, а другим — одна или две сплетенные жилы провода а.
  • 4) Комбинированные элементы, у которых одним полюсом служит арматура, а другкм — пластичные электроды и на верхней поверхности плиты.

Бетонные и железобетонные работы в зимних условиях

Бетонные и железобетонные работы в зимних условиях должны выполняться методами обеспечивающими выдерживание бетона в соответствующих тепловлажностных условиях до приобретения им прочности, достаточной для распалубки и частичной или полной загрузки конструкции.

Для получения необходимой прочности бетона, до момента его замерзания, при производстве бетонных работ в зимних условиях необходимы: организация предварительного подогрева бетонной смеси или се составляющих; защита бетонируемых конструкций теплоограждениямн, уменьшающими интенсивность остывания бетона; применение ускорителей твердения, а в некоторых случаях дополнительный обогрев уложенного бетона паром, теплым воздухом или электричеством.

Выбор метода работ

Принимаемые методы бетонирования в зимнее время должны обеспечить возможность твердения бетонной смеси в тепловлажных условиях до достижения бетоном прочности (в процентах от R 28)
В фундаментах............................................. ................................................. ....  50—70%
В плитах и сводах пролетом до 2 м  . . .................................................................     50%
То же, от 2 до 8 м...............................................................................................       70%
В балках и прогонах пролетом до 8 м ........................................................................ 70%
балках и прогонах пролетом более 8 м, арках, сводах, а также в конструкциях, загружаемых сразу же после прекращения термообработки (независимо от их пролета).............................    100%

Выбор способов бетонирования зависит от характера и степей массивности конструкций, определяемой модулем поверхности Мп, равным отношению охлаждаемой поверхности F (в м2) к ее объему V (в м2) от температуры наружного воздуха, вида цемента и сроков работ

В зависимости от этих условий могут быть приняты следующие методы работ:
а) работы по способу термоса — на подогретых материалах с укрытием уложенного бетона для сохранения в нем тепла до момента достижения бетоном требуемой прочности;
б) ведение работ на подогретых материалах с обогревом конструкций (паром, теплым воздухом, электричеством);
в) производство работ в передвижных или переносных тепляках.

В табл. приведены данные для ориентировочного выбора способов бетонирования в зимнее время в зависимости от вида конструкции и условий производства работ

Рекомендуемые способы производства бетонных работ в зимнее время

Конструкции

Способ работ

Массивные бетонные и железобетонные фундаменты при Мп менее 3

Ленточные фундаменты зданий и массивные стены при Мn = 3-5

Способ термоса с применением ускорителей твердения

1. Способ термоса с применением ускорителей твердения и цемента марок не ниже 400

2. При наружной температуре ниже —20° и необходимости получения бетоном более 50% R 28 дополнительный паропрогрев или электропрогрев

Отдельные фундаменты под колонны при Мп = 4—6

1. Способ термоса с применением ускорителей.

2. Простейшие местные тепляки с обогревом от калориферных воздухонагревательных установок

Колонны, рандбалки, элементы рамных конструкций при Мп не менее

1. Электротермос и электропрогрев стержневыми электродами

2.   Для вертикальных элементов - применение «капиллярной опалубки», а для горизонтальных — паропрогрев

Перегородки при Мп более 8

1. Обогрев в паровых рубашках или в «капиллярной опалубке»

2. Электропрогрев пластинчатыми электродами

Перекрытия зданий

1. Обогрев в рубашках паром или отражательными электропечами

2. Прогрев электродными панелями 3. Устройство верхней тепловой защиты с использованием выложенных стен как ограждений

Бетонные подготовки и полы при Мп более 8

1. Термоактивный слой

2. Электродные панели, отражательные печи.

3. Паропрогрев в плоских тепляках.

4. При наружной температуре выше —10° и сухом непромороженном основании — термос с применением ускорителей

Стыки сборных железобетонных конструкций

1. Электропрогрев

2. Паропрогрев под укрытием зоны стыка

При среднесуточной температуре воздуха ниже +5° и минимальной суточной температуре —3° бетонные работы должны производиться с подогревом заполнителей; открытые части забетонированных конструкций должны быть укрыты.

К моменту замерзания бетона его прочность должна быть не менее 50% от проектной и не менее 50 кг/см3.
а) Подготовка к бетонным работам
1. Для успешного ведения работ в зимних условиях необходимо:

  • создать запасы заполнителей (гравия, щебня, песка), химических добавок для ускорения твердения бетона и утепляющих материалов;
  • подготовить приспособления для прогрева материалов и бетона (паровые гребенки, электропечи, электроды, провода, трансформаторы и т. д.);
  • отеплить тару для транспортирования бетонной смеси (кузова автосамосвалов, контейнеры, кузова вагонеток, тачки и т. д.);
  • постоянные и временные водопроводы и паропроводы к бетонным узлам привести в исправное состояние и отеплить;
  • бетономешалки и другие механизмы, которые будут работать на приготовлении и укладке бетона, перевести на смазку зимними сортами масел; места и кабины управления, а также ответственные узлы машин защитить от ветра и снега.

бетонные работы в зимних условиях

2. В зимних условиях бетонная смесь теряет свою температуру как во время транспортирования, так и при перегрузках и укладке ее в дело.

Примичание. При расчете потерь тепла принято, что кузова автосамосвала закрывают сверху брезентом. В потери тепла при укладке бетонной смеси входят потери при выгрузке, укладке и остывании ее до покрытия вышележащим слоем бетона. Продолжительность этого периода принята в 10 мин.


Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Условиями