(часть-1)
- Ар деко
- - (франц. art deco - сокр. от декоративного искусства), стиль декоративно-оформительского творчества и дизайна, широко распространенный в Западной Европе и США 1920-30-х. гг. Соединил в себе черты стиля модерн и конструктивизма, тягу к внешней орнаментальной роскоши с продуманной рациональностью функции и структуры (эталоном ар деко стало оформление салонов огромных океанских лайнеров того периода). Особенно прочно укоренился в моде и ювелирном искусстве . Большая советская энциклопедия.
В целом стиль Ар Деко можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода модерна или как переходный стиль от модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля».
Атмосферные осадки увлажняют грунт в районе фундамента, снижая его эксплуатационные качества.
Конечно, атмосферная влага обычно не достигает подошвы фундамента, но с этим отрицательным явлением нужно бороться.
Период мировой истории между двумя мировыми войнами ХХ века явился эмоциональным стимулом для появления стиля Ар деко (франц. art deco - сокр. от декоративного искусства), стиль декоративно-оформительского творчества и дизайна, широко распространенный в Западной Европе и США 1920-30-х. гг.
Соединил в себе черты стиля модерн и конструктивизма, тягу к внешней орнаментальной роскоши с продуманной рациональностью функции и структуры (эталоном ар деко стало оформление салонов огромных океанских лайнеров того периода). Особенно прочно укоренился в моде и ювелирном искусстве .
|
Еще не забылись потери и ужасы первой мировой войны, а на пороге стояла уже вторая.
Политические противоречия раздирали мир.
В эти трудные и тревожные годы как никогда возникла необходимость благополучия, достатка и роскоши.
Эклектика ретро стилей компенсировала духовную растерянность накануне мировой войны.
|
|
Осознание непрочности и скоротечности мира породило жажду жизни и стремление к наслаждению ею. Дух этого времени проявился в предметах потребления: мебели, драгоценностях, автомобилях, кораблях и т.д. |
|
Сгенерировала развитие и распространение этого стиля парижская выставка 1925 г «L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Indu-striels Modernes» - «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств», где публика увидела последние достижения в области архитектуры, проектирования интерьера, мебели, изделий из металла, стекла, керамики. Для этой выставки знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье спроектировал и построил павильон «Эспри Нуво» (франц. «Esprit Nouveau» - «Новый дух»); знаменитый художник Р. Лалик - фонтан из цветного стекла со световыми эффектами и «стеклянный интерьер» павильона Севрской фарфоровой мануфактуры. |
|
В Ар Деко синтетически отразились различные формы и элементы искусства разных эпох и континентов:
ампира, египетского - искусство Амарны, открытое при раскопках гробницы египетского фараона Тутанхамона в1922г.
Только портреты Нефертити и ее дочерей, портретные крышки каноп из гробницы Тутанхамона безоговорочно были причислены к наиболее выдающимся памятникам мирового искусства; японского - применение лаков и кожи акулы в отделке мебели, китайского, индийского и примитивного африканского - древесина пальмы, маски, деревянная скульптура, слоновая кость, черное - эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа, даже «шкурки ящериц» и кожа крокодила.
|
|
Сказалось и влияние балета Дягилева
(стилизованные восточные мотивы, веера, перья и декоративные подушки)
|
В целом стиль Ар Деко можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства
периода модерна или как переходный стиль от модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля». В искусстве Ар Деко продолжаются излюбленные темы и мотивы модерна - точнее стиля Ар Нуво, - извилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов, но и устремленность к использованию геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей чистого цвета. Именно эти качества отличают интерьеры, оформленные по проектам Ж. Деламара, архитектурно-дизайнерские разработки Р. Малле-Стевенса, ювелирные изделия мастеров парижской фирмы Картье.
С искусством Модерна рубежа XIX-XX веков стиль Ар Деко объединяет и желание многих художников (исполняющих волю богатых заказчиков) создать иллюзию благополучия и «роскошной жизни» в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами. Это был последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое.
Основой нового стиля,
конечно же, явился превалирующий в то время модерн и искания авангардистов: геометрическое видение мира кубистов, предельно интенсивное звучание открытых цветов фовистов (от фр. fauve — дикий) , непрерывность единых форм в пространстве футуристов, художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса конструктивистов.
Стиль Ар деко вышел из томных женских лиц, извилистых линий и витиеватых излишеств Ар нуво.
-
Литература:
-
Большая советская энциклопедия
-
Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства.