Закономерности цветовых явлений

Наукой о цвете — цветоведением изучено много вопросов. К ним относятся: изменение цветов от освещения, на расстоянии, под влиянием соседних цветов, смешение красок и многие другие

Цветоведение — наука молодая, определившаяся как самостоятельная отрасль

знаний лишь в прошлом столетии, но вопросы цвета привлекали внимание исследователей давно. Выдающиеся художники и теоретики прошлого: Ченнино Ченнини (ум. ок. 1400), Леон Баттиста Альберти (1404—1472), Пьеро делла Франческа (1416—1492), Леонардо да Винчи (1452—1519), Джорджо Вазари (1511 — 1574), Джанпаоло Ломаццо (1538—1600), Альбрехт Дюрер (1471 — 1528), Франциске Пачеко (1564—1654) в своих трактатах о живописи писали о цвете Цвет исследовали такие корифеи науки, как Ньютон (1642 — 1727), Ломоносов (1711 — 1765), Гельмгольц (1821 — 1894). Ломоносову принадлежит открытие трехцветной основы зрения. Гёте (1749—1832) написал специальный труд «Учение о цветах».
Знание закономерностей цветовых явлений полезно дизайнеру. Цветоведение не дает «рецептов» творческих приемов, но объясняет наблюдаемые в природе явления, связанные с цветом, и тем самым помогает в работе живописцам. В этой статье будет рассказано только об основном, о самом главном из области цветоведения.

В самых различных отраслях промышленности и в искусстве, включая декоративно-прикладное, наука о цвете — цветоведение имеет важное значение.

Цветоведение изучает и раскрывает

основные закономерности в области цветовых явлений природы, объясняет их с точки зрения физической, химической, физиологической, эстетической и обобщает эти закономерности. Данная наука, например, помогла сформулировать ряд законов оптического смещения цветов, их контрастного действия и изменения под влиянием других, соседних с ними, цветов.

Цветоведение охватывает обширные области разных научных знаний

. Так, физика учит, что в основе цветовых явлений лежат световые волны различной длины, что они преломляются, отражаются и поглощаются. Различное поглощение световых волн обусловливает различную окраску предметов.
С помощью химии стало возможным изготовление красок на основе изучения состава и строения красящих веществ.
Психофизиология нашла объяснения эмоциональному действию цветов.
Эстетика изучает законы гармонизации (согласования цветов), объясняющие нам, почему одни цвета нам нравятся, а другие производят неприятное впечатление. Таким образом, мы видим, что цветоведение объединяет все эти знания о цвете и систематизирует их в единое целое.

Знание основ цветоведения

необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами.

В повседневной работе сталкиваются с цветами не только художники изобразительного искусства и работающие в промышленности, архитекторы, дизайнеры, декораторы, оформители, а в последнее время — работники кино, фотографы и многие другие.

Эти знания помогают специалистам, занимающихся отделкой зданий и помещений, создающим художественные произведения искусства и предметы народного потребления, разобраться во многих процессах, связанных с цветами. Различные явления, с которыми мы повседневно сталкиваемся в природе и практической деятельности. Изучение цветоведения в свою очередь дает возможность специалистам расширить и углубить свои знания, повысить мастерство.

Статьи о цветоведении и цвете в интерьере