.
Смазочные продукты, применяемые для смазки машин, подразделяются на смазочные масла — продукты, которые при температуре 10—15° находятся в жидком состоянии; консистентные смазки, представляющие собой при температуре 10—15° густые (мазеподобные), полутвердые смазочные продукты, и твердые смазочные материалы — графит, слюда, тальк и др. Последние используются в смеси с минеральными маслами для улучшения их смазочных свойств
Смазочные масла. Эксплуатационные качества смазочных масел определяются в основном их вязкостью и температурой застывания.
Вязкость — сила внутреннего трения, возникающая при перемещении жидкости под влиянием внешних сил. В качестве измерителя вязкости смазочных продуктов пользуются значениями кинематической вязкости (отношение силы внутреннего трения к плотности продукта при определенной температуре).
Кинематическая вязкость измеряется в стоксах и сантистоксах (1/100 стокса), сокращенно обозначаемых сст.
Реже пользуются значениями условной или относительной вязкости (отношение времени истечения через калиброванное отверстие продукта при t = 50 или 100° ко времени истечения воды при t = 20°). измеряемой в градусах Энглера (°Е).
При понижении температуры вязкость резко повышается; при определенной для данного сорта масел температуре последнее теряет подвижность и принимает твердое состояние.
Температурой застывания масла условно считают такую, при которой залитое в пробирку масло загустевает настолько, что при наклоне пробирки на 45° остается неподвижным не менее 1 мня.
В зимний период применяют масла, температура застывания которых на 10—15° ниже возможных наиболее низких температур воздуха в данном климатическом районе.
Консистентные смазки. Консистентные смазки подразделяются на универсальные (маркируются буквой У) и специальные (маркируются буквами, указывающими область их применения, например А — автотракторные, Ж — железнодорожные).
Универсальные смазки разделяются на низкоплавкие Н с температурой каплепадения ниже 65°, среднеплавкие С 65—100° и тугоплавкие Т выше 100°
В зависимости от рода загустителя смазки делятся на кальциевые (солидолы и графитная мазь), натриевые (консталин, колинсалин, смазка НК-50 и смазка KB) и кальциево-натриевые (смазки 1-13, НИ-30).
При эксплуатации строительных машин, автомобилей и тракторов применяются солидолы жировые и синтетические, мазь графитная, консталин, смазка 1-13, технический вазелин.
Качество консистентных смазок определяется водостойкостью, температурой каплепадения, степенью пенетрации, содержанием механических примесей и отсутствием корродирующей способности.
Водостойкость — свойство смазки не разрушаться при соприкосновении с водой и влажной атмосферой. К числу водостойких относятся кальциевые смазки. Натриевые смазки не водостойки и поэтому не применяются для смазки узлов трения, соприкасающихся с водой.
Водостойкость устанавливается погружением слоя смазки в теплую воду. Неводостойкая смазка через 10—15 мин. растворяется.
Температура каплепадения, при которой происходит падение первой капли смазки, помешенной в нагреваемый капсул стандартного прибора, является показателем, определяющим верхний температурный предел применения смазки.
Смазку можно применять при температурах на 15—20° ниже значения этого показателя.
Пенетрация — показатель густоты смазки. Число пенетраций (глубина погружения иглы стандартного прибора — пенетрометра в мазь в течение 5 сек. при t = 25°) характеризует способность смазки нести нагрузку и сопротивляться выдавливанию из подшипника: чем ниже число пенетрации, тем выше несущая способность смазки.
Содержание механических примесей в смазке строго ограничивается; примеси абразивного характера совершенно не допускаются.