.
Краны мостовые имеют весьма большое распространение, так как при наличии только прямолинейных движений они обслуживают любую точку пространства в форме параллелепипеда. Они весьма широко применяются в цехах, складах, заводских дворах и т. д. Подъемная сила мостовых кранов достигает весьма больших величин — до 300 т на одном крюке.
По способу передачи движений мостовые краны бывают:
Мостовые краны с передачей от привода и с канатной передачей употребляются чрезвычайно редко, главным образом при работе во взрывоопасных помещениях.
Мостовой кран состоит из трех главных частей:
По конструкции моста краны бывают однобалочные и с двумя балками или фермами. Краны однобалочные применяются для подъемов сравнительно небольших грузов при малых пролетах моста.
На рис. 3 изображен однобалочный ручной мостовой кран с ездой поверху. Ферма моста выполнена в виде двутавровой балки и опирается на две ездовые тележки; в качестве тележки для подъема груза здесь использована специальная кошка. Такие краны строятся подъемной силой 0,5 — 5 т при пролете 4,0— 10 м.
Ручные мостовые краны при значительных пролетах строятся в виде двухферменных мостов (рис. 4). Фермы крана выполняются при пролете до 10—12 м в виде сплошных балок, а при больших пролетах обычно в виде решетчатых ферм. Такие краны строятся подъемной силой 5—20 т при пролетах от 6 до 16 м и более. Тележка крана имеет специальную конструкцию из сортовой стали, опирающуюся на 4 катка. В качестве гибкого элемента для подъема груза обычно применяют сварную цепь и реже цепь Галля. Механизм передвижения моста состоит из длинного вала и нескольких пар зубчатых передач, из которых последняя пара разбивается на две параллельные передачи, соединенные непосредственно с катками крана по обоим концам фермы. Все указанные выше типы ручных мостовых кранов применяются главным образом для монтажных работ или для обслуживания ремонта в действующих установках, т. е. являются кранами, работающими нерегулярно.
Из мостовых кранов наибольшее распространение получили полностью электрифицированные краны, хотя имеются также краны с частичной электрификацией отдельных движений крана. Переходным типом между кранами с канатной передачей и электрическими трехмоторными кранами, почти исключительно применяемыми в настоящее время, являлись краны с одним мотором, которые теперь совсем утратили свое значение вследствие сложности передач и управления.
Трехмоторный электрический мостовой кран имеет следующие преимущества по сравнению с одномоторным краном:
На рис. 25 изображен американский электрический мостовой кран.
Механизм передвижения расположен на специальной площадке и состоит из мотора, зубчатого редуктора и трансмиссионного вала с опорами. Концевые тележки выполнены в виде клепаных балок коробчатого сечения, в концы которых вставлены буксы ходовых колес-катков. На рис. 6 изображена концевая тележка 8-колесного мостового крана (американская конструкция). Катки связаны между собой попарно; т. о. нагрузка распределяется на них равномерно. Оси катков помещены в буксы, смена которых чрезвычайно удобна. В немецких конструкциях принято несколько иное крепление оси катка: ось проходит сквозь балку тележки. Конструкция более дешевая, но представляющая больше затруднений в случае ремонта оси катка или самого катка. Механизмы передвижения обязательно снабжают тормозом обычно с электромагнитным управлением.
Скорости передвижения мостовых кранов колеблются в довольно широких пределах 60—125 м/мин. В тех случаях, когда электрический кран обслуживается с полу, скорость передвижения моста не должна превышать 40 м/мин. Тележки мостовых кранов снабжают либо одним механизмом для подъема груза (одним крюком) либо двумя механизмами подъема (двумя крюками), причем второй крюк (на меньшую подъемную силу) является вспомогательным.
На рис. 7 изображена тележка мостового крана с одним крюком. Рама тележки выполнена в виде литых балок коробчатого сечения и несет на себе механизм подъема грува и механизм передвижения тележки. Все передачи выполнены цилиндрическими шестернями, заключенными в масляные ванны. Тормоз с электромагнитным управлением — двухколодчатый, насажен на вал мотора .
На рис. 8 изображена тележка с двумя подъемами советской конструкции (МЗПС). Механизмы подъема груза и движения тележки имеют червячные передачи п смонтированы на раме из сортовой стали (швеллеров). Промежуточные передачи между мотором и барабаном выполняются как червячными, так и цилиндрическими шестернями. Оба типа передач имеют большое распространение, хотя в последнее время передачи с цилиндрическими шестернями получают большее распространение, как имеющие больший кпд. Для ограничения высоты подъема устанавливают конечные выключатели, выключающие ток в момент достижения грузом наивысшей точки подъема и наинизшей точки опускания груза. Иногда мостовые краны снабжают вместо-крюка специальными приспособлениями: магнитами или грейферами. Грейферная тележка имеет два барабана с самостоятельными приводами-моторами. Емкость грейферов колеблется в пределах 1,25—5 м3.
Фермы кранов выполняются либо в видя сплошных клепаных балок либо решетчатыми. На рис. 9 изображен мостовой кран с решетчатой фермой. Нормально ферма мостового крана состоит из четырех геометрически подобных ферм, из них — 2 главные, по которым передвигается тележка крана, и 2 вспомогательные с перилами. На одной из вспомогательных ферм устанавливается механизм передвижения. Четыре параллельные балки-фермы опираются на поперечные балки, между которыми помещаются ходовые катки (концевые тележки).
Главные балки - фермы рассчитывают на полную нагрузку от веса тележки и груза. Вспомогательные фермы связаны решеткой с главными фермами, образуя достаточно жесткие пространственные системы, назначение которых воспринимать горизонтальные инерционные усилия, возникающие при торможении крана. К ферме крана подвешивается кабина крановожатого. В кабине размещают контроллеры управления и щит управления. Питание током мостовых кранов производится специальными троллейными проводами, натянутыми вдоль пути движения крана. Питание током тележки производится троллейными проводами, натянутыми вдоль фермы крана.
Мостовые краны передвигаются по специальным подкрановым путям. Конструкция подкрановых путей выполняется либо в виде клепаных или катаных стальных двутавровых или коробчатых балок или в виде железобетонных балок прямоугольного сечения, образующих вместе с колоннами здания одну общую жесткую рамную систему. Металлические подкрановые пути опираются на кронштейны колонн здания. Кроме вертикальной нагрузки сдавления катков крана на подкрановые пути действуют горизонтальные силы от торможения тележки и самого крана.
Горизонтальная сила может достигать 1/14 от веса тележки и груза. Для воспринятая горизонтальной силы ставят специальные элементы в сечении. На рис. 3. изображено сечение подкрановой балки, сконструированной с учетом действия горизонтальных сил. При наличии нескольких опор (значительная длина балки) необходимо учитывать влияние температурных деформаций. В качестве рельса, по которому передвигается кран, применяют прямоугольную (квадратную) полосовую сталь или рельсы обычного или специального профиля.
Для обслуживания подъемов длинных грузов применяют мостовые краны, на которых установлены 2 тележки, работающие параллельно и управляемые из общего пункта управления — кабины крановожатого. Мостовые краны с поворотными подвесными тележками значительно повышают коэффициент использования площади пола помещения. Кроме того они могут обслужить известную площадь пола соседнего кранового пролета; благодаря этому они могут передавать грузы из одного пролета в другой, в чем является потребность, если направление грузопотока в некоторых местах идет поперек крановых путей.
Мостовые краны этого типа грузоподъемностью до 10 т применяются в элингах и складах, а грузоподъемностью до 30 т — в механических цехах и литейных. Подъемный механизм таких кранов монтируется на поворотной части и играет роль противовеса. Механизм вращения крана и механизм передвижения тележки установлены на тележке. Управление всем краном сосредоточено на вращающейся части в месте, удобном для наблюдения за работой крюка.
На рис. 31 изображен разрез судостроительного элинга, оборудованного рядом мостовых кранов с подвесными поворотными тележками.
Элинги обычно оборудованы подобными кранами. Задачу обслуживания соседних пролетов с одного мостового крана или передачу груза из одного пролета в другой выполняют также мостовые краны, снабженные выдвигающейся стрелой (рис. 2). По верхнему поясу моста перемещается 60-т тележка, служащая для транспорта тяжелых грузов внутри главного пролета.
Для передачи грузов из главного пролета в боковые или обратно имеется выдвинутая стрела а, двигающаяся по нижнему поясу главной балки b и вспомогательной балки с. По нижнему поясу выдвижной стрелы двигается нормальная 5-т тележка d. Управление всем краном сосредоточено в одной кабине е. Мостовые краны с поворотной подвесной тележкой обслуживают большую площадь, чем мостовые краны с выдвижными стрелами, что оказалось в эксплуатации более удобным.