.
Расположение арматуры в элементах железобетонных конструкций проектируется сообразно с видом деформации со статической работой элемента.
К наиболее распространённым видам деформации железобетонных элементов относятся:
В изгибаемых элементах различают:
Продольные стержни располагают в один или несколько рядов в растянутой зоне вблизи поверхности на расстоянии не менее 1,0—2,5 см (защитный слой), они служат для воспринятая растягивающих усилий в поперечных сечениях.
Часто продольная рабочая арматура ставится и в сжатой зоне (двойная арматура) для воспринятая вместе с бетоном сжимающих напряжений и увеличения тем самым несущей способности балки без увеличения её сечения.
Плиты, опёртые по двум сторонам (балочные плиты), армируются так же, как и балки, но в них предусматривается еще распределительная арматура, укладываемая поперёк основной рабочей арматуры. Плиты, опёртые по контуру, работающие в двух направлениях, имеют рабочую арматуру в обоих направлениях.
Рис. 1. Схема балки с вязаным арматурным каркасом
В сжатых элементах (колоннах, стержнях ферм и т. д.) продольная арматура служит для воспринятая сжимающих усилий совместно с бетоном.
Она располагается вблизи поверхности элемента симметрично (рис. 2) и связывается поперечными стержнями (хомутами) или спиральной арматурой, увеличивающей несущую способность заключённого внутри бетона, препятствуя поперечном расширению его (бетон в обойме).
Система армирования сжато-изогнутых элементов включает особенности арматуры как изгибаемых, так и сжатых элементов. По старому способу арматурные каркасы железобетонных конструкций изготовляются связыванием стержней в местах их пересечения мягкой проволокой.
Рис.2 Схема колонны связаннымарматурным каркасом.
Для закрепления (заанкеривапия) концов арматурных стержней в бетоне эти концы загибаются в виде крюков. Арматура периодического профиля позволяет обходиться без крюков. В современном строительстве соединение стержней в каркасы и сетки осуществляют преимущественно электросваркой.
В сварном каркасе уже нет необходимости загибать крюки даже в случае применения гладкой арматуры, т. к. приваренные поперечные стержни дают достаточную анкеровку арматуры.
Применение сварных каркасов резко сокращает затраты труда на их изготовление. В предварительно напряжённом железобетоне арматура которого находится в искусственно натянутом состоянии, формы армирования отличаются от ормирования обычного железобетона.
Рис. 3. Балка со сварным арматурным каркасом: а - схема (вид с боку), б — общий вид с частичным разрезом.