Забивка шпунтовых свай.

Шпунтовые сваи погружают теми же способами и при помощи того же оборудования, которыми используются при забивке одиночных свай, но несколько отличными приемами.
При погружении шпунтовых свай, не несущих вертикальных нагрузок, «отказ» не играет основной роли, а необходимо погрузить шпунт до определенной отметки и обеспечить грунтонепроницаемость (а иногда и водонепроницаемость) свайных рядов.

При забивке деревянных шпунтов можно пользоваться легким пневматическим молотом, например, СБ-38 (вес 52 кг, расход воздуха 1,8 м3/мин., число ударов в минуту 1300), показанным на рис. 1, или легкими вибропогружателями.

Работа по погружению шпунта начинается с забивки маячных свай вдоль оси шпунтового ряда. К маячным сваям прикрепляют болтами рамные брусья; между брусьями заводятся шпунтины и забиваются участками между двумя маячными сваями. Направляющие рамы, обеспечивающие правильность забивки, могут быть различных типов, один из которых показан на рис. 2.

Расстояние между маячными сваями принимается в 2—4 м. Круглые маячные сваи при забивке часто несколько поворачиваются, чем нарушается правильное положение их пазов и гребней. Поэтому такие сваи лучше делать брусчатыми.

При устройстве направляющих по типу рис. 2 вдоль линии шпунтового ряда по обе его стороны в шахматном порядке забивают сваи. На них с просветом (обеспечиваемым прокладками), соответствующим толщине шпунта, нарубают на шипах рамные брусья 1, которые стягивают болтами 2. По мере бойки шпунта соответствующие прокладки снимаются и после забивки шпунтины через нее спускают болты.

пневматический сваебой

Рис. 1. Пневматический сваебой

Направляющие схватки ставят как можно выше; при высоких их сваях их устанавливают в два ряда. После забивки свай на 0,5 м глубже уровня нижнего ряда схваток последние снимаются.

Забивку шпунта от одной маячной сваи к другой следует всегда вести гребнем вперед, иначе пазы сильно забиваются грунтом, из-за чего ряд получается неплотный. Для дольшей плотности сплачивания забиваемый шпунт или пакет должны прижиматься ранее забитому, что обеспечивается скосом у острия в направлении забивки, а на уровне направляющих—зажимом из обрезка шпунтины, упирающегося в клин, который сдерживается скобами, забитыми в направляющие рамы.

В зависимости от мощности сваебойных снарядов, размеров и веса шпунтин их забивают по одной или пакетом (сплоткой) по две—три штуки. Такой пакет заостряют, как одиночные шпунтины, а косой срез делают только на крайней свае.

направляющие рамы

Рис. 2. Направляющие рамы шпунтовых рядов
1 — рамные брусья, 2 — болт; 3 — маячные сваи

Железобетонные шпунтовые сваи. Для их забивки применяют копры или краны с жесткими копровыми стрелами. Сваи забивают по одной и сразу на полную глубину Конструкция паза и гребня позволяет совмещать паз забиваемой сваи с гребнем ранее забитой, не поднимая сваю на большую высоту.

Отличие забивки железобетонных шпунтовых свай от одиночных заключается в применении направляющей рамы. Железобетонный шпунт должен погружаться гребнем вперед в направляющих, укрепленных несколько ниже голов шпунта на забитой части шпунтового ряда и маячных сваях. Направляющие на забитой части шпунтового ряда крепятся вертикальными сжимами и болтами, пропускаемыми через закладные трубки в головах всех четных или нечетных шпунтин.
При погружении молотом выпуски продольной арматуры свай должны быть срезаны начисто, а под наголовник на голову сваи необходимо укладывать сосновые доски, которые должны сменяться по мере измочаливания.