Архитектура Высокого и Раннего Возрождения.

Для сооружений итальянского Возрождения были характерны

  • трехэтажная структура,
  • плоскостность фасадов,
  • расчленение их тягами или антаблементами на этажи,
  • поэтажное применение ордеров,
  • равномерное размещение оконных проемов.

Здания строились из кирпича и облицовывались камнем или штукатуркой. В XV веке наружные фасады дворцов — палаццо — обрабатывались грубо или, наоборот, гладко отделанными большими камнями (так называемая рустовка). Окна делались чаще всего парными.

Большинство сооружений имело квадратные замкнутые дворы. Двор опоясывался галереей, ограниченной аркадой, опирающейся на легкие колонки античного типа. Кстати, подобные аркады на колонках в ряде сооружений применялись на главных фасадах.

Если сооружения Флоренции и Рима отличались большой строгостью и простотой своего убранства, то здания Венеции и соседней с нею Северной Италии, наоборот, характеризовались более открытым и приветливым видом, на их фасадах и внутри помещения широко применялись архитектурные детали и довольно мелкая античного происхождения орнаментация.

Архитектура Высокого Возрождения (XVI в.)

отличалась от архитектуры раннего периода более активным, последовательным и более верным в смысле пропорций использованием античных ордеров. Последние применялись в самых разнообразных сочетаниях.

Приобретает распространение мотив римской архитектурной ячейки. Рустовка стен применяется редко. Роль орнамента ослабевает.

Парные арочные окна исчезают совсем и заменяются обычным прямоугольным окном, которое в монументальных сооружениях оформляется по сторонам двумя трехчетвертными колоннами с антаблементами и фронтоном над ними (треугольным или лучковым).

архитектура эпохи возрождения

В церковных сооружениях ведущее значение приобретает большой купол.

Для городского пейзажа характерны также и постройки предшествующего, готического стиля. Ведь европейские города застраивались постепенно, начиная с периода раннего средневековья. В декорацию стиля Возрождения могут быть введены отдельные элементы готической архитектуры, например, стрельчатые арки дверей и окон. Дело в том, что в то время старые здания нередко перестраивались в новом стиле.

Архитектура Возрождения в других европейских странах возникла позже, чем в Италии. «Срок жизни» этого стиля во вех этих странах ограничился примерно XVI веком.

В архитектуре Возрождения всех европейских стран можно наблюдать общие признаки:

  • симметрию композиции,
  • четкость и рациональность построения планов,
  • поэтажное членение фасадов
  • поэтажное применение ордеров,
  • равномерное чередование оконных проемов.
  • Характерно также использование отдельных форм античной архитектуры и античного орнамента.

Вместе с тем в архитектуре каждой из европейских стран стиль Возрождения имел свои особенности. Для архитектуры Возрождения в Англии, например, особенно типичны замковые и дворцовые сооружения. Выше линии карниза помещались треугольные щипцыфронтоны и довольно высокие крыши. Окна — большие квадратные или даже горизонтальной конфигурации с частыми и мелкими переплетами. На фасадах зданий нередко наблюдаются закрытые, застекленные балконы — эркеры. Внутри английских дворцов находились большие, присущие только английской архитектуре, помещения — холл и портретная галерея. Холл представляет собой большой двусветный вестибюль, служивший одновременно и главным парадным залом. Стены его, так же как и стены портретной галереи, обшивались высокой дубовой панелью.