Организация системы управлением качеством строительных работ

Управление — это целенаправленное воздействие на окружающую среду и, следовательно, принятие решения о выборе наиболее целесообразного поведения.
Управление качеством — это система, в которой качество является объектом управления. Качество продукции — характерный объект управления, так как ему присуща постоянная тенденция к оптимальному росту и большая неустойчивость, которую необходимо преодолевать, т. е. осуществлять процесс управления.

Система управления качеством строительства предусматривает установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества выполнения строительно-монтажных работ, осуществляемых путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество строительной продукции Эта система направлена на повышение достигнутого уровня качества, на обеспечение обязательного соблюдения требований проектов, СНиП, стандартов й принятой технологии выполнения строительных процессов.

Подготовительные работы по созданию системы управления качеством строительства состоят в изучении должностными лицами директивных, нормативных и инструктивно-методических документов по вопросам качества; установлении четких обязанностей этих лиц; разработке мероприятий, инструкций и методик, стимулирующих достижение высоких показателей качества строительно-монтажных работ; подготовке соответствующих приказов.

Выполнению работ на стройплощадке должны предшествовать создание материально-технических предпосылок обеспечения требуемого уровня качества, установление показателей качества и их планирование; создание условий, стимулирующих повышение, и санкции за снижение качества работ (экономические, материальные и моральные воздействия). В ходе выполнения работ осуществляются контроль, учет, информация с обработкой ее результатов и принятием решений, а также обеспечением пх реализации.

Организация системы управлением качеством строительных работ

Операционный контроль как неотъемлемая часть технологическо­го процесса — основное звено в системе контроля на строительных площадках. Операционному контролю предшествует входной контроль (проверка качества проектно-сметной документации, строительных материалов, изделий, полуфабрикатов, конструкций, оборудования и т. п., поступающих на строительную площадку). За операционным следует приемочный контроль с оценкой качества выполнения бригадами (звеньями, рабочими) строительно-монтажных и специальных строительных работ и материальным стимулированием, зависящим от этой оценки.

Основными задачами операционного контроля являются:
обеспечение соответствия выполняемых строительно-монтажных и специальных строительных работ проекту и требованиям нормативных документов по строительству; своевременное выявление дефектов и причин их возникновения и принятие мер по их устранению;
запрещение выполнения последующих операций до устранения всех дефектов, допущенных в процессе предшествующих;
повышение ответственности непосредственных исполнителей за качество выполнения ими работ.
Операционный контроль осуществляют производители работ и мастера, непосредственно руководящие строительством зданий и сооружений.

Операционный контроль ведут также строительные лаборатории и геодезические службы, а также специалисты, контролирующие отдельные виды работ. Операционный контроль осуществляют в соответствии со схемами операционного контроля качества выпол­нения работ (СОКК), разрабатываемыми для всех строительных и монтажных процессов и прилагаемыми к технологическим картам, являющимся составной частью проектов производста работ (ГШР), утверждаемых главными инженерами строительно-монтажных организаций.

СОКК являются основным рабочим документом по контролю качества работ для прорабов, мастеров, строительных лабораторий, геодезических служб, а также для бригадиров, звеньевых, рабочих, осуществляющих самоконтроль и обязанных предъявлять выполненные работы прорабам и мастерам.
Выполнять требования СОКК обязаны все исполнители и руководители работ.